Досье личности

Ценность: 4.455 (11)

Симпатия: 4.727 (11)

дата обновления - 2010-09-21

просмотров - 12

ЖАБОТИНСКИЙ Владимир Евгеньевич

Другое имя: Евнович Владимир Зеев-Вольф – наст. имя фам.

Имя латиницей: Zhabotinskij Vladimir Evgen`evich

Пол: мужской

Дата рождения: 17.10.1880

Место рождения: Одесса, Украина

Дата смерти: 03.08.1940 Возраст (59)

Место смерти: Нью-Йорк, США

Знак зодиака: Весы

По восточному: Дракон

География: БЛИЖНИЙ ВОСТОК, ГЕРМАНИЯ, ИЗРАИЛЬ, ПАЛЕСТИНА, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ, США, ФРАНЦИЯ.

Ключевые слова: власть, журналист, литература, масон, националист, оппозиционер, основатель, переводчик, писатель, политика, поэт, публицист, редактор.

Ключевой год: 1910

Владимир Евгеньевич ЖАБОТИНСКИЙ

российский и еврейский писатель, поэт, публицист, журналист, переводчик, деятель сионистского движения. Писал на русском языке (художественная проза, фельетоны, стихи, стихотворные переводы) и на иврите (публицистика). Родился в ассимилированной еврейской семье. Когда ему исполнилось пять лет, семья в связи с болезнью отца перебралась в Германию. Отец умер в следующем году, но мать, несмотря на наступившую бедность, открыла лавку по торговле письменными принадлежностями и определила сына в гимназию в Одессе. В гимназии учился посредственно и курса не закончил, так как, увлекся журналистикой. С 16 лет стал публиковаться в крупнейшей российской провинциальной газете «Одесский листок» и был послан этой газетой корреспондентом в Швейцарию и Италию, сотрудничал с газетой «Одесские новости». Высшее образование получил в Римском университете. Друг детства и юности К. Чуковского, публикации первой статьи которого активно способствовал. Был поручителем жениха на свадьбе К. Чуковского и М. Б. Гольдфельд 26 мая 1903 г. Дебют в журналистике состоялся в августе 1897 г. в газете «Южное обозрение» под псевдонимом «Владимир Иллирич». Обратил на себя внимание корреспонденцией из Рима и фельетонами под псевдонимом «Altalena». В начале XX в. активно выступал как поэт и переводчик; в его переводах русская публика ознакомилась со стихами крупнейшего еврейского поэта того времени Х. Бялика. Автор одного из русских переводов «Ворона» Эдгара По. В 1904 г. переехал в Санкт-Петербург и сотрудничал в «Руси» («Наброски без заглавия», подписываемые «Владимир Жаботинский»). Активно откликался на все явления русской общественной жизни и горячо отстаивал начала свободы личности. В 1907 г. женился на сестре своего одноклассника по гимназии А. М. Гальпериной. Часть поэтических произведений, фельетонов и статей была издана отдельно до революции: «В студенческой богеме», «Десять книг», поэма «Бедная Шарлотта». Последняя получила восторженный отзыв Горького. Куприн также отмечал «врожденный талант» и полагал, что, если бы тот не увлекся сионистской деятельностью, он бы вырос в «орла русской литературы». В дни празднования столетнего юбилея Гоголя в 1909 г. в статье из цикла «Наброски без заглавия», опубликованной в журнале «Рассвет», № 13-14, переименованной при переиздании в 1913 г. в «Русскую ласку», впервые выступил с обвинением всей русской литературы в антисемитизме. По его мнению, русской интеллигенции свойственен скрытый, но все более проявляющийся великорусский национализм, безусловно осуждаемый им, и которому он предсказывал дальнейшее стремительное развитие. К формам проявления этого национализма он относил, кроме собственно ненависти к евреям, также их преднамеренное игнорирование – «асемитизм». Сам юбилей Гоголя был назван чуждым евреям – «чужой свадьбой». Перед Пасхой 1903 г. стал одним из организаторов первого в России отряда еврейской самообороны. В августе того же года делегирован на 6-й сионистский конгресс в Базеле и с этого момента начал принимать активное участие в сионистском движении. В 1904 г. основал ежемесячник «Еврейская жизнь» (в дальнейшем «Рассвет»), ставший официальным органом сионистского движения в России. На страницах этой газеты вел ожесточенную полемику против сторонников ассимиляции и Бунда. Один из создателей Союза для достижения полноправия еврейского народа в России (1905). В 1906 г. участник 3-й Всероссийской конференции сионистов в Гельсингфорсе; участие в составлении принятой там Гельсингфорсской программы считал вершиной своей сионистской деятельности в молодости. В 1908-1909 гг. (после Младотурецкой революции) корреспондент в Константинополе; в это время впервые посетил Палестину. По возвращении в Россию начинает активную борьбу за утверждение иврита во всех сферах еврейской жизни. В 1911 г. основал издательство «Тургман» («Переводчик»), выпускавшее произведения мировой классики в переводах на иврит. Издал ряд брошюр по вопросам сионизма: «Сионизм и Палестина», «Недругам Сиона», «Еврейское воспитание» и другие. С началом Первой мировой войны – разъездной корреспондент газеты «Русские ведомости» «в районе Западного фронта». По вступлении войну Турции выдвигает идею создания еврейской военной силы и участия евреев как стороны в мировой войне. До сих пор сионисты старались придерживаться нейтралитета. Находясь в Египте, совместно с И. Трумпельдором сформировал Еврейский легион в составе британской армии. Эти события он впоследствии описал в книге «Слово о полку» (1928). Отрицательно относился к активному участию евреев в Февральской и Октябрьской революции. После мировой войны поселился в Палестине. Весной 1920 г. был арестован английскими властями за организацию самообороны во время арабо-еврейских столкновений, заключен в крепости в Акко и приговорен к 15 годам каторги, но вскоре освобожден по амнистии. По освобождении избирается в руководство Всемирной Сионистской организации (1921). В отношении арабского вопроса, и ревизионисты, в противоположность Вейцману, уповавшему на дипломатические методы, и особенно арабофильскому течению в сионизме, выступали за необходимость развития еврейских военизированных структур и жесткого силового давления на арабов с тем, чтобы заставить их примириться с созданием еврейского государства в Палестине. Мирным же путем, арабы из естественного патриотизма не готовы допустить осуществления сионистской идеи ни в какой форме. Эту программу изложил в своих, ставших знаменитыми, статьях «О железной стене» и «Этика железной стены» (1924). Из-за радикального национализма, антисоциализма и ставки на силу, оппоненты обвиняли в фашизме. В 1923 г. вышел из правления Всемирной сионистской организации в знак протеста против принятия ей «Белой книги» У. Черчилля, констатировавшей невозможность превращения Палестины в мононациональную еврейскую страну. В 1928 г. в Лондоне при активном его участии была создана Лига борьбы за седьмой доминион, выдвигавшая программой превращение Палестины в британский доминион. С 1923 г. редактор возобновленного еженедельника «Рассвет», выходившего в Берлине, затем в Париже. Помимо публицистических текстов, публикует романы. Исторический роман «Самсон Назорей». Автобиографический роман «Пятеро» (1936) на русском языке. Изданы мемуары «Повесть моих дней» (на иврите, рус. перевод 1985). Его именем названы улицы во многих городах Израиля, в т. ч. и дорога № 481 из Петах-Тиквы в Тель-Авив.

Медиа (5)

Владимир Евгеньевич ЖАБОТИНСКИЙ в фотографиях:

Связи (9)
Источники (3)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх