Досье личности

Ценность: 3 (9)

Симпатия: 2.889 (9)

дата обновления - 2016-08-05

просмотров - 5

ЗЕЛИНСКИЙ Фаддей Францевич

Другое имя: Тадеуш-Стефан

Имя латиницей: Zelinskij Faddej Frantsevich

Пол: мужской

Дата рождения: 14.04.1859

Место рождения: деревня Скрипчинцы, Каневский уезд, Киевская губерния, Украина

Дата смерти: 08.05.1944 Возраст (85)

Место смерти: Шондорф ам Аммерзее, Германия

Знак зодиака: Овен

По восточному: Коза

География: РОССИЯ, СССР.

Ключевые слова: знание, историк, культура, лингвист, литература, наука, переводчик.

Ключевой год: 1922

Фаддей Францевич ЗЕЛИНСКИЙ

российский историк культуры, филолог-классик, переводчик. Окончив немецкую гимназию св. Анны в Санкт-Петербурге (1876), изучал древнюю историю и классическую филологию в Лейпцигском университете у О. Риббека; в 1880 г. защитил там же докторскую диссертацию «Последние годы 2-й Пунической войны». С 1887 г. – экстраординарный, с 1890 г. – ординарный профессор Петербургского университета. Обладая несомненным педагогическим и артистическим дарованием, был исключительно популярным лектором и руководителем семинаров. Преподавание совмещал с исследовательской работой в области филологии и истории, а также с популяризацией науки и переводом античных авторов. Широкой известностью пользовалась его серия книг и статей, объединенных в четырехтомное издание «Из жизни идей» (1903-1922). До сих пор остаются непревзойденными его переводы трагедий Софокла (Софокл. Драмы. тт. 1-3. М., 1914-1915). Известен также как переводчик Овидия (Овидий. Баллады-послания. Перевод со вступительной статьей и комментарием Ф. Ф. Зелинского. М., 1913) и Цицерона. Был одним из наиболее значительных исследователей духовной культуры античного мира (прежде всего религии, мифологии и литературы) и ее влияния на культуру Европы. Античная культура и религия были для него теснейшим образам связаны с христианством, которое он трактовал в качестве культурного посредника. В своем мировоззрении совмещал либеральное западничество со своеобразным славянским мессианизмом, который существенно отличался от славянофильского тем, что в грядущем «славянском Возрождении» он отводил значительную роль Польше и польской культуре. В 1922 г. не вернулся из командировки в Польшу, стал профессором Варшавского университета, основал там школу классической филологии, перевел на польский некоторые свои старые работы, написал ряд новых (например: «О реконструкции трагедии в греческой литературе», 1927). В 1939 г. университет был закрыт немецкими оккупационными властями; он продолжал жить в одном из его разбомбленных, полуразрушенных зданий, пока не был вывезен сыном Феликсом – ботаником, работавшим в Германии. Проведя последние годы в уединенном труде над шеститомником «Религия античного мира», скончался.

Медиа (1)

Фаддей Францевич ЗЕЛИНСКИЙ в фотографиях:

Связи (2)
Источники (2)
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
  • ru.wikipedia.org
Факты (1 )

21.02.2011 Мартыненко Ольга

Соч.: Из жизни идей: Науч.-популяр. ст. СПб., 1903; Древний мир и мы. СПб., 1905; Соперники христ-ва: Ст. по истории антич. религий. СПб., 1907; Древнегреч. религия. Пг., 1919—20; Возрожденцы: В 2 вып. Пг., 1922; Религия эллинизма. Пг., 1922; Мифы трагич. Эллады. Минск, 1922; Сказочная древность Эллады. М., 1993. Лит.: Meander. 1959. № 8/9 (ж. посвящен 100-летию со дня рождения З., содержит полный список его работ); Лосев А. Ф. Из бесед и воспоминаний // Студенч. меридиан. 1989. № 8; Аверинцев С. С. Зелинский Фаддей Францевич // Рус. писатели, 1800—1917: Биогр. словарь. М., 1992. Т. 2; Золотарь В. С. От составителя // Мифы трагич. Эллады. Минск, 1992; Анциферов Н. П. Из дум о былом: Воспоминания. М., 1992. С. 157—161; Гусейнов Г. "И ты стоскуешься по белым храмам и душистым розам...": О жизни и кн. Фаддея Францевича Зелинского // Сказочная древность Эллады. М., 1993. С. 3—12. http://slovari.yandex.ru/dict/rges/article/rg2/rg2-0082.htm Фаддей Францевич Зелинский (польск. Tadeusz Zieliński; 14 апреля 1859, около Киева — 8 мая 1944, Шондорф ам Аммерзее, Бавария) — филолог-классик, антиковед. Образование закончил в русской филологический семинарии при Лейпцигском университете. Получив в 1880 степень доктора философии за диссертацию «Die letzten Jahre des zweiten Punischen Krieges», Зелинский работал в Мюнхене и Вене и пробыл в Италии и Греции около двух лет. Больше всего Зелинский занимался исследованием древнегреческой комедии, преимущественно аттической, которой посвящены его работы на русском, немецком и латинском языках: «О синтагмах в древнегреческой комедии» (Санкт-Петербург, 1883, магистерская диссертация); «De lege Antimachea scaenica» (Санкт-Петербург, 1884); «О дорийском и ионическом стилях в древнеаттической комедии» (Санкт-Петербург, 1885); «Die Gliederung der Altattischen Komedie» (Лейпциг, 1885); «Diе Märchenkomedie in Athen» (П., 1885); «Quaestiones comicae» (П., 1887) и др. Ему принадлежат также издания «Царя Эдипа», «Аякса» Софокла и XXI книги Ливия с русскими примечаниями, статьи по критике текста трагедий Софокла и схолий на них (ЖМНП, 1892) и др. Интерес Зелинского сосредоточился главным образом на следующих областях филологического знания: Цицерон и его роль в мировой культуре. Наиболее крупные работы его в этой области — издание пятой речи Цицерона против Верреса, перевод речей Цицерона (отчасти в сотрудничестве с Алексеевым, Санкт-Петербург, 1903), «Цицерон в истории европейской культуры» («Вестник Европы», 1896, февраль), «Cicero im Wandel der Jahrhunderte» (Лейпциг, 1897), «Уголовный процесс 20 веков назад» («Право», 1901, №№ 7 и 8), «Das Clauselgesetz in Ciceros Reden» (Лейпциг, 1904, Supplementband к "Philologus"). Гомеровский вопрос. Стоит отметить: «Закон хронологической несовместимости и композиция Илиады» (сборник «Χαριστήρια», Санкт-Петербург, 1897), «Die Behandlung gleichzeitiger Ereignisse im antiken Epos» (Лейпциг, 1901; Suppl. к "Philologus") и «Старые и новые пути в гомеровском вопросе» (ЖМНП, май, 1900). История религий: «Рим и его религия» («Вестник Европы», 1903), «Rom und seine Gottheit» (Мюнхен, 1903), «Раннее христианство и римская философия» («Вопросы философии и психологии», 1903), «Соперник христианства Гермес, трижды великий» («Вестник Европы», 1904), «Hermes und die Hermetik» («Archiv für Religionswis senschaft», 1905). История идей и история античной культуры. Большая часть главным образом популярных статей в этой области объединена в сборнике «Из жизни идей» (т. I, Санкт-Петербург, 1905); ср. «Die Orestessage und die Rechtfertigungsidee» («Neue Jahrb. für das class. Alterthum», 1899, №№ 3 и 5) и "Antike Humanität" (ibid., 1898, 1 и 1902). Психология языка. «Вильгельм Вундт и психология языка» («Вопросы философии и психологии», 1902). Сравнительная история литературы. Ряд введений к переводам произведений Шиллера («Семела», «Орлеанская дева»), Шекспира («Комедия ошибок», «Перикл», «Антоний и Клеопатра», «Юлий Цезарь», «Венера и Адонис», «Лукреция») и Байрона («Гяур», «Абидосская невеста», «Осада Коринфа»), вышедшим под общей редакцией С. А. Венгерова. К той же области относятся статьи «Мотив разлуки» (Овидий — Шекспир — Пушкин, «Вестник Европы», 1903) и "Die Tragoedie des Glaubens" («Neue Jahrb. für das class. Alterthum», 1901). В связи преподаванием в средних школах России им были составлены доклады, напечатанные в «Трудах комиссии по вопросу об улучшении средней школы»: «Образовательное значение античности» (т. VI) и «О внешкольном образовании» (там же, т. VII). В популярном изложении те же мысли в защиту классического образования были изложены в публичных лекциях Зелинского, изданных под заглавием «Древний Mиp и мы» (второе издание в сборнике «Из жизни идей», т. II). Отличительная черта всех перечисленных трудов Зелинского — блестящее соединение острого анализа и глубокого философского и психологического синтеза. Зелинский живо интересовался новаторским искусством Айседоры Дункан, прочел в Санкт-Петербургском университете лекцию об античности и свободном танце и принял участие в судьбе российских последователей Дункан—студии «Гептахор». Внебрачным сыном Зелинского от В. В. Петуховой был блестящий переводчик, филолог и драматург Адриан Пиотровский. В 1920 Ф. Ф. Зелинский выехал в Польшу. До 1935 был заведующим кафедрой классической филологии в Варшавском университете. При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907). Ссылки Зелинский Фаддей (Тадеуш) Францевич в Научной библиотеке Зелинский, Фаддей Францевич в библиотеке Максима Мошкова http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%2C_%D0%A2%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D1%83%D1%88
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх