Досье личности

Ценность: 1 (5)

Симпатия: 1 (5)

дата обновления - 2014-10-16

просмотров - 1

ВЕТТИЙ Агорий Претекстат

Имя латиницей: Vettius Agorius Praetextatus

Пол: мужской

Дата рождения: приблизительно 00.00.315

Дата смерти: 00.00.384 Возраст (69)

Знак зодиака: Неизвестно

По восточному: Свинья

География: РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.

Ключевые слова: знание, наука, политика, религия, философ.

Ключевой год: -0364

Агорий Претекстат ВЕТТИЙ

римский философ, представитель т. н. языческого возрождения, преторианский префект Италии при императоре Валентиниане II. Так как его собственные сочинения не сохранились до наших дней, о его взглядах и биографии нам известно из писем Симмаха, с которым он был дружен, трудов Марцеллина, «Сатурналий» Макробия, некоторых свидетельств Боэция, двух анонимных текстов «Carmen adversus Flavianum» и «Carmen ad Senatorem», а также посвященных Претекстату стихов его жены Фабии Аконии Паулины на его надгробии. Кроме того, о нем писали два более более поздних автора: Зосим – языческий историк первой половины VI в. и Иоанн Лид – византийский чиновник второй половины VI в. Дата рождения Претекстата точно не установлена, однако известно, что он родился раньше Квинта Аврелия Симмаха и Вирия Никомаха Флавиана. Также известно, что в год своей смерти (384) он был женат на Аконии Фабии Паулине уже 40 лет. Исходя из этого, год его рождения определяется приблизительно между 314 и 319. О его семье также нет точных сведений. Предположительно, его отцом был Гай Веттий Коссиний Руфин (префект Рима в 315-316). Предположение основано на его имени и общей с Претекстатом карьере (corrector Тусции и Умбрии, проконсул Ахайи, понтифик и авгур), что было обычно для сенаторской аристократии, когда сыновья занимали те же политические и религиозные должности, что и их отцы. Однако, значительная разница в датах (Претекстат был префектом Рима в 367), делает обоснованным и другое предположение, что Коссиний Руфин был отцом Веттия Руфина (консула 323), который и был отцом Претекстата. Во всяком случае, точно известно, что род Претекстата относился к сенаторской аристократии. Среди его друзей были Квинт Аврелий Симмах, Луций Аврелий Авианий Симмах, Вирий Никомах Флавиан. Он занимал несколько религиозных должностей: понтифик Весты и Сола, авгур, тавроболий, иерофант, жрец Либера (бога вина) и Элевсинских мистерий. Кроме того, он имел следующие политически и административные посты: квестор, корректор Тусции и Умбрии, проконсул Ахайи, префект Рима, преторианский префект Италии (382 г.), был избран консулом 385 г., но не успел вступить в должность. Занимая должность городского префекта, он вернул папе Дамасию базилику Сицинина и изгнал из Рима антипапу Урсина, восстановив тем самым спокойствие в городе, при этом он не преследовал сторонников изгнанного Урсина. Среди граждан Рима был известен своей справедливостью. Из других его действий можно отметить распространение в Риме единообразной системы мер и весов, а также восстановление портика, посвященного двенадцати римским языческим богам на римском Форуме. По свидетельству Боэция, он отличался особой образованностью, свободно владел греческим языком, был отлично знаком с греческой философией, особенно с трудами Платона и Аристотеля, переводил их на латинский язык. После его смерти император просил у Римского Сената копии всех его речей, а жрицы Весты предложили императору воздвигнуть статуи в его честь. Претекстат был одним из последних политических деятелей, поддерживавших римскую религию поздней Античности. Как и его жена, он был особенно предан культу Весты. Занимая пост проконсула Ахайи, он выступил против эдикта Валентиниана I (364), запрещавшего ночные жертвоприношения во время Мистерий. Он утверждал, что этот эдикт сделает невозможным для язычников исповедовать их веру, и Валентиниан отменил собственное постановление. Лично участвовал в отправлении религиозных культов. Его подпись стоит одной из первых на сохранившемся до нашего времени алтаре, посвященном Magna Mater, который стал главным местом поклонения последних язычников. Незадолго до своей смерти, он провел важную церемонию восхождения на Капитолий, близкую к языческому триумфальному шествию. В 384 г. добился от Валентиниана II эдикта, объявляющего преступлением разрушение языческих храмов и предоставившего право расследовать эти преступления префекту Рима, которым в то время был Симмах.

Связи (16)
Источники (2)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх