Досье личности

Ценность: 1 (5)

Симпатия: 1 (5)

дата обновления - 2006-03-10

просмотров - 2

ВАСУБАНДХУ

Имя латиницей: VASUBANDKHU

Пол: мужской

Дата рождения: реконструировано 00.00.430

Дата смерти: реконструировано 00.00.490 Возраст (60)

По восточному: Лошадь

География: ИНДИЯ.

Ключевые слова: знание, философ.

Ключевой год: 0470

ВАСУБАНДХУ

индийский философ. Примыкал сначала к буддизму хинаяны, затем - представитель йогачары, школы буддизма махаяны. В сочинении «Абхидхармакоша» изложены учения ранних школ буддизма, в частности вайбхашики (санскр.: Добрый друг), индийский буддийский мыслитель V в., младший брат Асанги, известный своими трудами как по Абхидхарме, так и по йогачаре, он также автор ряда комментариев к махаянским сутрам и к трактатам Майтреянатхи, Асанги. Всего в тибетском Данджуре имеются переводы 33 его сочинений, некоторые из них сохранились на санскрите. Отдельные его произведения посвящены проблемам буддийской логики, за что его величают ее «отцом». В «Абхидхарма-коше» систематизировал основные положения буддийской теории дхарм, как списка 75 классов частиц потока сознания, доступных аналитическому познанию. Он также описал и вывел законы причинности, согласно которым из мгновенно вспыхивающе-гаснущих частичек формируются и существуют сложные образования, а поток сознания особи перерождается в новую жизнь. Путь к нирване есть успокоение волнения этого потока, что теоретически предусмотрено присутствием в нем некоторых дхармо-частиц списка, способствующих (при сознательном усилии) усмирению «суетности» дхарм. Труд составлен с синкретических позиций хинаяны: автор использовал положения как вайбхашики, так и саутрантики, другой философской школы Малой колесницы, за что его позднее критиковали первые. В сочинениях по йогачаре - «Разъяснение трех природ» (Трисвабхава-нирдеша), «Трактат в 30 строфах» (Тримщатика), «Трактат в 20 строфах» (Вимщатика) и других – Васубандху развивал махаянское учение о неописуемом абсолюте (йятха-бхута) и «сознании-сокровищнице» (алая-виджняна). Отталкиваясь от этих понятий, постигается иллюзорность эмпирического опыта сознания. Но оно состоит из трех природ: (1) парикальмита – воображение, вымысел, игры с иллюзорными объектами как с настоящими, что препятствует становлению на Путь, (2) паратантра – взаимозависимость одних актов сознания от других, что особенно действенно при аналитической работе ума, но она духовно правомочна только в области преодоления небуддийских воззрений и целей, (3) паринишпанна – интуитивное, недвойственное знание просветленных существ, видящих содержимое алая-виджняны. Соответственно трем природам он различал и три истины, в противовес двум истинам мадхьямиков. То, что называется истинным на уровне первой природы, глубоко ошибочно, второй – относительно верно. Лишь уровень третьей природы суть истины транс-состояний сознания, «вырывающиеся из пелены слов», неотличимые от семян (биджа) сознания-сокровищницы (согласно «Трактату о только сознании», или «Виджняна-матра-шастра»).
Источники (1)
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх