Досье личности

Ценность: 5 (11)

Симпатия: 5.091 (11)

дата обновления - 2007-09-19

просмотров - 8

ВАН ДЕЙК Антонис

Имя латиницей: van Dyck Anthony

Пол: мужской

Дата рождения: 22.03.1599

Место рождения: Антверпен, Франция

Дата смерти: 09.12.1641 Возраст (42)

Место смерти: Лондон, Англия

Знак зодиака: Овен

По восточному: Свинья

География: АНГЛИЯ, ЕВРОПА, ИТАЛИЯ, ФРАНЦИЯ.

Ключевые слова: живопись, искусство, художник.

Ключевой год: 1633

ДЕЙК Антонис ВАН

фламандский живописец. Сын антверпенского купца. Работал также в Италии и Англии. Ученик П. П. Рубенса. Автор парадных аристократических и интимных портретов: «Карл I на охоте» (1633), портрет Г. Бентивольо (ок. 1623). Один из создателей парадного аристократического портрета ХVII в. В 10-летнем возрасте был отдан в обучение к антверпенскому живописцу Х. ван Балену, а в 1618 г. – принят в гильдию живописцев св. Луки. Работая в мастерской Рубенса, он с 1617 г. стал сотрудничать с ним в выполнении некоторых заказов: «Пьяный Силен» (ок. 1618-1620, Королевский музей изящных искусств, Брюссель; Картинная галерея, Дрезден), «Самсон и Далила» (ок. 1620, Картинная галерея Далвичского колледжа, Лондон), «Св. Мартин и нищие» (ок. 1620-1621, Завентам, приходская церковь; Виндзор, королевский замок). К раннему антверпенскому периоду относятся портреты: «Семейный портрет» (между 1618 и 1619, Эрмитаж), Корнелиса ван Геста, антверпенского мецената, друга и заказчика Рубенса (ок. 1620, Национальная галерея, Лондон), живописца Франса Снейдерса и его жены Маргариты де Вос (собрание Фрик, Нью-Йорк), Изабеллы Брант, жены Рубенса (ок. 1620-1621, Национальная галерея, Вашингтон). В 1621-1627 гг. он посетил Италию. К этому периоду относятся работы: кардинала Гвидо Бентивольо (ок. 1623-1624, галерея Питти, Флоренция), «Маркиза Улена Гримальди» (Национальная галерея, Вашингтон), «Паола Адорно, маркиза Бриньоле Сале» (собрание Фрика, Нью-Йорк), «Паола Адорно с сыном» (Национальная галерея, Вашингтон), «Конный портрет Антонио Джулио Бриньоле Сале» (Палаццо Россо, Генуя), «Маркиза Бальбиани» (Метрополитен-музей), «Семейство Ломеллини» (Национальная галерея, Эдинбург), «Старый сенатор», «Супруга старого сенатора» (Картинная галерея Берлин-Далем). Во второй антверпенский период (1627-1632) практически становится первым художником Фландрии; он назначен одним из придворных живописцев испанской наместницы Изабеллы. Выполняет алтарные образы для различных церквей и картины на мифологические сюжеты: «Отдых на пути в Египет» (начало 1630-х гг., Старая пинакотека, Мюнхен), «Мадонна с куропатками» (начало 1630-х гг., Эрмитаж). Однако по-прежнему присутствуют и портреты. Среди них парадное изображение вдовствующей эрцгерцогини Изабеллы в одеянии ордена св. Клары (ок. 1628, Музей истории искусств, Вена), Хендрика ван дер Берга, фельдмаршала испанских войск в Нидерландах (ок. 1628, Прадо), представителей знатных семейств Фландрии и Брабанта (портрет Марии Луизы де Тассис, галерея Лихтенштейн, Вадуц), сановников и бюргеров, и собратьев по искусству – фламандских художников Гаспара де Крайера (там же), Хендрика Снайерса (Старая пинакотека, Мюнхен), Мартина Рейкарта (Прадо), филолога и издателя Яна ван дер Ваутера (Музей изобразительных искусств, Москва), иезуита и географа Жана Шарля де ла Фай (1624, Королевский музей изящных искусств, Брюссель), многочисленные автопортреты. В 1627 г. издана «Иконографию» – сборник офортов-портретов известных современников (из 100 изображений мастером собственноручно сделано 16, для остальных он давал предварительные эскизы). В 1632 г. по приглашению короля Карла I он уезжает в Англию, становится «главным живописцем на службе их величеств», получает дворянский титул и золотую цепь рыцаря. Незадолго до смерти, благодаря браку с Мери Рутвен, молодой фрейлиной королевы, он входит в ряды английской аристократии. Пишет множество портретов короля, королевы и их детей; чести позировать ему добивается все высшее общество: портреты Филиппа Уортона (1632, Метрополитен-музей), Томаса Уортона (конец 1630-х, Эрмитаж), Джорджа Дигби и Уильяма Рассела (ок. 1637, собрание Спенсера, Олторп), Артура Гудвина (1639, собрание герцога Девонширского, Дербишир), портрет Карла I (ок. 1635, Лувр). Во время своей работы при английском дворе он дважды возвращался в Антверпен, писал там портреты официальных лиц, получил от антверпенской гильдии звание «почетного декана», которого ранее был удостоен только Рубенс, а после смерти Рубенса в 1640 г. пытался завершить его большие исторические картины для испанского короля Филиппа IV. В последние годы жизни был захвачен проектами крупномасштабных декоративных работ – циклом шпалер для дворца Уайтхолл в Лондоне, росписями главных галерей Лувра, для чего совершил две поездки в Париж. Однако, потерпев неудачу в этих замыслах, больной художник вернулся в Лондон и вскоре умер. По его завещанию он похоронен в лондонском соборе св. Павла.

Связи (21)
Источники (6)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх