Досье личности

Ценность: 1 (5)

Симпатия: 1 (5)

дата обновления - 2012-10-26

просмотров - 2

ТИНКТОРИС Иоанн

Имя латиницей: Tinctoris Johannes

Пол: мужской

Дата рождения: приблизительно 00.00.1435

Место рождения: около Нивеля, ныне Бельгия

Дата смерти: 00.00.1511 Возраст (76)

По восточному: Кот

География: НИДЕРЛАНДЫ, ФРАНЦИЯ.

Ключевые слова: композитор, музыка.

Ключевой год: 1474

Иоанн ТИНКТОРИС

франко-фламандский музыкальный теоретик и композитор. Расцвет научной карьеры связан с периодом его жизни в Неаполе, где он написал все дошедшие до нас музыкально-теоретические трактаты. В 1460 г. служил викарием в кафедральном соборе Камбре, где вероятно брал уроки музыки у Гильома Дюфаи. Около 1460-1462 гг. главный певчий собора в Орлеане. В 1462 г. поступил в Орлеанский университет, где изучал гражданское и римское право; в 1463 г. стал поверенным в делах немецкого землячества (студентов). В начале 1470-х гг. поступил на службу короля Фердинанда I (1423-1494) в Неаполе, где в течение 20 лет исполнял обязанности капельмейстера, придворного юриста и преподавателя музыкальных дисциплин. В 1490 г. подал заявку на получение титула доктора права, которого по всей вероятности был удостоен. Во время работы при дворе неаполитанского короля посещал Феррару (1479), Рим (1492), путешествовал по Европе с целью вербовки новых певчих (1487). Биографические сведения о последних 20 годах жизни практически не сохранились. После смерти короля Фердинанда (1494) он вероятней всего вернулся на родину, где и скончался. В своих трактатах затронул все основные проблемы музыкальной науки: контрапункт, учение о ладах, проблемы нотации и ритмики (в т. ч., первое в истории систематическое описание синкопы), эстетические принципы музыкального сочинительства. Наиболее известны его труды «Книга об искусстве контрапункта» (1477), «Книга о природе и свойствах тонов» (1476) и энциклопедический «Определитель музыкальных терминов» (ок. 1475). Антикизирующие тенденции, типичные для ренессансной науки, проявляют себя, в частности, в экстраполяции принципа разнообразия, применявшегося в античной риторике, на многоголосную композицию. По Тинкторису, хороший композитор обязан быть изобретательным, а это значит максимально разнообразить применение метра и ритма, диссонантных и консонантных созвучий, использовать различные виды полифонической техники и т. д. Венцом его научной деятельности должен был стать трактат «Об изобретении и применении музыки» в 5 книгах, который по объему перекрывал все написанное раньше. К сожалению, от этого грандиозного философско-историографического труда остались лишь фрагменты. Помимо собственно научных изысканий ценность представляют ссылки (также в виде нотных примеров) в трактатах на композиторов (более всего Окегема и Бюнуа) и ученых музыкантов, свидетельствующие о широкой осведомленности Тинкториса в современной ему музыкальной жизни Европы. Благодаря Гафури, на которого Тинкторис оказал прямое влияние, учение Тинкториса широко распространилось в Италии. Цитаты из опубликованного в 1495 г. «Определителя» встречаются в трактатах итальянских и немецких теоретиков вплоть до XVII в. Является автором шести месс, нескольких мотетов и многоголосных шансон (на французские тексты).

Связи (5)
Источники (4)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх