Досье личности

Ценность: 1 (5)

Симпатия: 1 (5)

дата обновления - 2012-10-18

просмотров - 2

ТЕОДОР Асинский

Имя латиницей: Theodorus of Asine

Пол: мужской

Дата рождения: реконструировано 00.00.275

Дата смерти: реконструировано 00.00.360 Возраст (85)

По восточному: Коза

География: БАЛКАНЫ, ГРЕЦИЯ.

Ключевые слова: знание, наука, философ.

Ключевой год: 300

Асинский ТЕОДОР

греческий философ, представитель неоплатонизма, ученик Порфирия, затем Ямвлиха Халкидского. Его биография восстанавливается приблизительно. Даты рождения и смерти предположительны. Достоверно известно, что он родился в последней трети III в., когда Плотина уже не было в живых и когда процветал Порфирий. Ямвлих был старшим современником Теодора. Также неясно, из каких именно Асин он происходил; под названием Асины только на Пелопоннесе были известны три города – в Арголиде, в Спарте и в Мессении. Известны названия двух его несохранившихся работ: «Об именах» и «О том, что душа является всеми эйдосами». Сохранились только отрывки комментариев к диалогам Платона «Тимей» и «Федон» (предполагается, что он составлял комментарии к «Государству», «Филебу» и к «Категориям» Аристотеля). Будучи учеником Ямвлиха, развивал его идеи, однако по ряду положений критиковал и возвращался к определениям Порфирия. Синтезированные положения Порфирия и Ямвлиха о возникновении и строении трансцендентного мира включил в свою триаду и тем самым заложил основу финальной системы неоплатонизма, позднее разработанной и законченной Проклом. «Улучшенная» триадическая система Порфирия – Ямвлиха у Теодора пока еще не приобретает отточенной завершенности, которую позже мы находим у Прокла. Однако у Теодора все триадические деления получают ясность и однозначность, и сама система в диалектике трех ступеней ноуменальной области у Теодора является значительным шагом вперед. Он понимает это тройное деление как деление на три логических момента – 1) мыслимый, умопостигаемый ум, за которым следует 2) мыслящий ум и который завершается 3) демиургическим умом. У предшественников Теодора это тройное деление ума не оформлялось, в частности у Ямвлиха, который противополагал мыслимое и мыслящее. Теодор, напротив синтезировав оба эти ума, de facto получает третий, который явился собственно логическим положением такого демиургического ума-[перводвигателя], который мыслит себя уже мыслящим себя и таким образом является «вечным двигателем» для всего [бытийно]-низшего, что включает в себя иерархически. Окончательную ясность в этот вопрос позже внесет Прокл, который «de iure» объявит демиургический ум одновременно и мыслимым и мыслящим и, таким образом, сообщит триадической диалектике неоплатонизма (в частности Теодора) окончательный вид. Таким образом, через посредство Теодора Асинского получает формально-терминологическое закрепление та еще только описательная картина трех умов, которая есть уже у Плотина и Амелия.

Связи (8)
Источники (1)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх