Досье личности

Ценность: 1 (5)

Симпатия: 1 (5)

дата обновления - 2007-07-22

просмотров - 3

ТАХТАРЕВ Константин Михайлович

Имя латиницей: Takhtarev Konstantin Mikhajlovich

Пол: мужской

Дата рождения: 07.06.1871

Место рождения: Петербург, Россия

Дата смерти: 19.07.1925 Возраст (54)

Место смерти: Москва, Россия

Знак зодиака: Близнецы

По восточному: Коза

География: РОССИЯ, СССР.

Ключевые слова: знание, историк, наука, социолог.

Ключевой год: 1903

Константин Михайлович ТАХТАРЕВ

российский социолог и историк. Учился в Военно-медицинской академии. Со студенческих лет активно участвовал в революционном движении; был членом «Союза борьбы за освобождение рабочего класса»; опасаясь повторного ареста, уехал за границу, где поддерживал связь с группой «Освобождение труда», оказывал помощь в издании «Искры» и организации II (Лондонского) съезда РСДРП. В эмиграции он постепенно приобщился к научной работе (слушал лекции Г. Де-Грефа и Ковалевского); в 1903 г. читал курс по генетической социологии в русской высшей школе общественных наук в Париже. Вернувшись в Россию, читал лекции на Петербургских высших курсах П. Ф. Лесгафта, в Психоневрологическом институте (некоторое время возглавлял здесь кафедру социологии), университете (с 1917). Является одним из организаторов Социологического общества им. М. М. Ковалевского (1916). С 1924 г. работал хранителем в Институте К. Маркса и Ф. Энгельса. Пытаясь объединить подходы «описательной, генетической и статистической» социологии (комплексная методология неопозитивизма), выступал за создание единой системы социологической науки «в духе всеобъемлющего научного реализма Аристотеля». По его мнению, назначение социологии, синтезирующей данные других наук и завершающей все обществознание, состоит в выработке целостного мировоззрения как основы в управлении общественными процессами. В качестве предмета социологии он выделял: общественную жизнь в целом, социальный процесс, его закономерности. Общественную жизнь он считал сферой удовлетворения человеческих потребностей (основные их виды – экономические, брачные и психические), которые определяют структуру общества и формы социальной связи. Одним из главных средств удовлетворения потребностей, фундаментом развития личности и общества служит социальное общение, отсюда задача социологии – исследовать его во всей целостности и функциональной полноте. Важную роль в анализе общественной жизни играет явление повторяемости, обусловливающее возникновение социальных форм (экономики, политики, права, брака, морали, религии и т. д.), а также проблема самодостаточности общества. Если сотрудничество служит основой образования социальных групп, то разделение труда обусловливает специфические особенности общественного строя. К наиболее спорным вопросам этой науки он относит проблему личности (определяемой им как продукт социального общения), степень ее влияния на общество. В исследовании общества как процесса первостепенное место занимает, по его мнению, проблема творчества. Постепенно захватывая через механизм подражания широкие круги людей, они обусловливают волнообразное течение общественного процесса, задают ему определенный динамический ритм. Ритмика социального движения выступает в форме эволюции и революции. При рассмотрения общества как процесса одной из главных он считал проблему прогресса, понимаемого им как покорение природы деятельностью человека, рост производительности труда и повышение уровня жизни масс, интенсификация общественного развития. Происходящая на почве ограниченности жизненных средств борьба наций за существование может приобретать формы господства и подчинения либо добровольного сотрудничества. Установление соотношения социальных явлений и закономерностей общества (заключительная часть и конечная цель социологии) может быть произведено, согласно Тахтареву, во-первых, с помощью данных генетической социологии и, во-вторых, посредством статистического исследования. Является сторонником широкого внедрения в социологию методов естествознания (наблюдение, опыт, проверка и т. п.). Среди собственно социологических методов он особо выделял сравнительно-эволюционный (сравнительно-исторический) и статистико-социологический (применение закона больших чисел и теории вероятностей). Провел также фундаментальные историко-социологические исследования древнего и современного обществ, западноевропейских демократических институтов.
Источники (1)
  • Большая советская энциклопедия. 3-е издание
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх