Досье личности

Ценность: 1.667 (6)

Симпатия: 1.833 (6)

дата обновления - 2015-02-24

просмотров - 4

СТОБЕЙ

Другое имя: Стобей Иоанн

Имя латиницей: Stobaeus Joannes

Пол: мужской

Дата рождения: приблизительно 00.00.492 до н.э.

Дата смерти: приблизительно 00.00.431 до н.э. Возраст (61)

Знак зодиака: Неизвестно

По восточному: Обезьяна

География: БАЛКАНЫ, БЛИЖНИЙ ВОСТОК, ВИЗАНТИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.

Ключевые слова: знание, литература, наука, писатель, философ.

Ключевой год: -0425

СТОБЕЙ

византийский писатель-компилятор V в., родом из македонского города Стоби (обыкновенно называемый поэтому Стобейским). Автор четырехтомной подборки из греческих книг (была составлена им для воспитания и образования сына Септимия), называемой «Антологией» или «Эклогами». Великая ценность антологии Стобея в том, что многие древние авторы (в общей сложности более 500), добросовестно цитируемые в ней, ни в каком ином виде до наших времен не сохранились. Датировка антологии Стобея определяется по хронологически последнему из цитируемых им авторов – это греческий философ и оратор Фемистий. Цитат христианских Отцов Церкви антология не содержит. Первоначальное разделение этого сборника не вполне известно. Рукописи представляют два отдельные сборника, именно две «Eclogae physicae et ethicae» более исторического содержания, и «Florilegium», преимущественно нравственного содержания, также в двух книгах. Оба эти сборника, вероятно, составляли первоначально одно целое, под заглавием, приводимым у Фотия, в 4 книгах и 206 главах, из которых каждая имела особую надпись. Первая книга содержала в себе после предисловия 60 глав по физике, вторая книга – 46 глав логического и затем нравственного содержания, третья книга – 42 главы, четвертая – 58 глав нравственно-гномологического содержания, с последовательно проведенными контрастами. Этот принцип противопоставления мнений часто замечается и в «Эклогах». Ни одна из открытых доселе рукописей не содержит в себе этих сборников еще соединенными в одно целое. «Florilegium» чаще «Эклог» читался и потому дошел до нас в большем количестве рукописей. Главными источниками хрестоматии Стобея были этические сочинения Плутарха, большой труд философа-стоика Ария Дидима «О школах», «Пестрые рассказы» Клавдия Элиана, неоплатонические комментарии Порфирия, наконец, непосредственно сочинения древних классических авторов – Филолая, Архита, Платона, Ксенофонта, Исократа, Гиппократа и многих других известных и анонимных писателей и философов. Во все продолжение византийской истории Стобей оставался главным источником для сборников изречений, пословиц и других кратких выражений книжной и народной мудрости. Так, в VII в. по образцу и при помощи его сборников преподобный Максим Исповедник составил свое собрание выписок из Священного Писания и разных христианских и языческих писателей, преимущественно нравственного содержания. Сборник Стобея был положен в основание позднейших сборников подобного содержания. Главное значение хрестоматии заключается в точности цитат и особенно в обилии буквально приведенных мест из более чем 500 древних поэтов, историков, ораторов и философов. Все эти извлечения расположены по разным главам в алфавитном порядке и делают сборники Стобея необходимыми в качестве пособий при изучении истории литературы и философии. Несмотря на большое количество ошибок, произвольных изменений поэтических мест и уничтожение диалектических особенностей в приводимых местах, они оказываются в высшей степени полезными для критики и исправления текста классиков, особенно трагиков, комиков, Ксенофонта и Платона. Стобеевы цитаты из Филолая вплоть до наших дней считаются аутентичным источником пифагорейской философии и космогонии. Собрание сочинений Стобея издали К. Ваксмут и О. Хенсе. Полностью антология Стобея не переведена ни на один современный язык.

Связи (20)
Источники (2)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх