Досье личности

Ценность: 3,944 (18)

Симпатия: 4,056 (18)

дата обновления - 2017-11-07

просмотров - 12

ШУБЕРТ Франц Петер

Имя латиницей: Schubert Franz Peter

Пол: мужской

Дата рождения: 31.01.1797

Место рождения: Лихтенталь, около Вены, Австрия

Дата смерти: 19.11.1828 Возраст (31)

Место смерти: Вена, Австрия

Знак зодиака: Водолей

По восточному: Змея

География: АВСТРИЯ, ЕВРОПА.

Ключевые слова: искусство, композитор, ЛИЧНОСТИ журнал, музыка, основатель.

Ключевой год: 1823

Франц Петер ШУБЕРТ

австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор приблизительно 600 вокальных композиций (на слова Шиллера, Гете, Гейне и др.), девяти симфоний, а также большого количества камерных и сольных фортепианных произведений. Произведения композитора до сих пор не утратили популярность и входят в число самых известных образцов классической музыки.

Родился в семье учителя приходской школы Лихтенталя, музыканта-любителя. Очень рано проявил музыкальные способности. Первыми его наставниками стали домочадцы: отец учил играть на скрипке, а старший брат Игнац – на фортепиано. С шести лет он учился в приходской школе Лихтенталя. С семи лет он брал уроки игры на органе у капельмейстера Лихтентальской церкви. Регент приходской церкви М. Хольцер учил его пению. Благодаря красивому голосу в возрасте одиннадцати лет был принят «певчим мальчиком» в венскую придворную капеллу и в Конвикт (школу с пансионом). Там его друзьями стали Йозеф фон Шпаун, Альберт Штадлер и Антон Хольцапфель. Венцель Ружичка преподавал ему генерал-бас, позже Антонио Сальери взял юношу к себе на бесплатное обучение, преподавал контрапункт и композицию (до 1816). Занимался не только пением, но и познакомился с инструментальными произведениями Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта, так как он был второй скрипкой в оркестре Конвикта.

Вскоре проявился его талант композитора. С 1810 по 1813 гг. написал оперу, симфонию, фортепианные пьесы и песни. В учебе ему тяжело давались математика и латынь, и в 1813 г. его отчислили из хора, так как у юноши ломался голос. После этого он вернулся домой и поступил в учительскую семинарию, которую окончил в 1814 г. Затем устроился преподавателем в школу, где работал его отец (в этой школе он работал до 1818). В свободное от работы время он сочинял музыку. Изучал преимущественно Кристофа Глюка, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена. Первые самостоятельные произведения – оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор – он написал в 1814 г. Работа музканта не соответствовала его призванию, и он предпринимал попытки утвердиться в качестве композитора. Издатели отказывались публиковать его работы. Весной 1816 г. ему отказали в должности капельмейстера в Лайбахе. Вскоре Йозеф фон Шпаун познакомил Шуберта с поэтом Францем фон Шобером. Шобер устроил Шуберту встречу с известным баритоном Иоганном Михаэлем Фоглем. Песни Шуберта в исполнении Фогля стали пользоваться большой популярностью в венских салонах. Первый успех ему принесла баллада Гете «Лесной царь», переложенная им на музыку в 1816 г. В январе 1818 года г. композиция Шуберта вышла в печать – песня «Erlafsee».

Среди друзей композитора были чиновник Й. Шпаун, музыкант-любитель А. Хольцапфель, поэт-любитель Ф. Шобер, поэт И. Майрхофер, поэт и комедиограф Э. Бауэрнфельд, художники М. Швинд и Л. Купельвизер, композиторы А. Хюттенбреннер и Й. Шуберт, певица А. Мильдер-Гауптман. Они были поклонниками творчества Шуберта и периодически оказывали ему материальную помощь. В начале 1818 г. оставил работу в школе. В июле он переехал в Желиз в летнюю резиденцию графа Иоганна Эстерхази, где стал преподавать музыку его дочерям. В середине ноября он вернулся в Вену. Второй раз он был у Эстерхази в 1824 г. В 1823 г. его избрали почетным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов. В 1820-х гг. у него начались проблемы со здоровьем. С 1826 по 1828 гг. жил в Вене, за исключением короткого пребывания в Граце. Должность вице-капельмейстера в часовне императорского двора, на которую он претендовал в 1826 г., досталась не ему, а Йозефу Вайглю. 26 марта 1828 г. он дал свой единственный публичный концерт, который имел большой успех и принес ему 800 гульденов. Между тем были напечатаны его многочисленные песни и фортепианные произведения. Композитор умер от брюшного тифа. Согласно последнему желанию, Шуберта похоронили на Верингском кладбище, где за год до того был погребен боготворимый им Бетховен. На памятнике выгравирована красноречивая надпись: «Музыка похоронила здесь прекрасное сокровище, но еще более прекрасные надежды. Здесь покоится Франц Шуберт».

Медиа (2)

Франц Петер ШУБЕРТ в журнале «Личности»:

ФРАНЦ ШУБЕРТ: В ВОЛШЕБНОМ КРУГУ

Личности 111/2017
Франц Шуберт оставил богатейшее творческое наследие почти во всех известных музыкальных жанрах инструментальной музыке, духовно-хоровой, песенной. За один 1815 год (ему было восемнадцать лет), он написал столько произведений, сколько другие композиторы создают на протяжении целой жизни: 4музыкальные драмы, две симфонии, две мессы, струнный квартет, две сонаты для фортепиано, 144песни. Однако ни талант, ни феноменальная творческая плодовитость не принесли Шуберту признания его творения и при жизни, и долгое время после смерти были мало известны как публике, так и профессиональному музыкальному миру. Он, по выражению одного из его друзей, оставался в своем… Читать далее

Франц Петер ШУБЕРТ в книгах:

Связи (100)
Источники (5)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх