Досье личности

Ценность: 6.188 (16)

Симпатия: 6.267 (15)

дата обновления - 2016-12-19

просмотров - 22

ШОУ Джордж Бернард

Имя латиницей: Show George Bernard

Пол: мужской

Дата рождения: 26.07.1856

Место рождения: Дублин, Ирландия

Дата смерти: 02.11.1950 Возраст (94)

Место смерти: Эйот-Сент-Лоренс, Англия

Знак зодиака: Лев

По восточному: Дракон

География: АНГЛИЯ, ИРЛАНДИЯ.

Ключевые слова: автор, драматург, журналист, критик, литература, ЛИЧНОСТИ журнал, нобель, писатель, политика, публицист, философ.

Ключевой год: 1925

Джордж Бернард ШОУ

английский и ирландский драматург и писатель. Ранние годы провел в Дублине, по окончании школы (1871) служил клерком. В 1876 г. переехал в Лондон, занимался журналистикой (в т. ч. музыкальной рецензии) и литературой. Один из учредителей социал-реформистского «Фабианского общества» (1884). Второй (после Шекспира) по популярности драматург в английском театре. Единственный человек, удостоенный одновременно и Нобелевской премии по литературе (1925, «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой») и премии «Оскар» (1938, за сценарий фильма «Пигмалион»). Писатель отказался от денежной части Нобелевской премии по литературе (однако принял медаль лауреата; от премии впоследствии также отказывались Б. Пастернак и Жан-Поль Сартр). Рано увлекся социал-демократическими идеями; обратил на себя внимание меткими театральными и музыкальными рецензиями; позже выступил сам в роли драматурга и тотчас же вызвал резкие нападки лиц, возмущавшихся их мнимой безнравственностью и чрезмерной смелостью; за последние годы становится все более популярным у английской публики и находит почитателей на континенте благодаря появлению критических статей о нем и переводов его избранных пьес (например, на немецком языке – Требича). Ему принадлежит также написанный в более раннюю пору роман: «Любовь в мире артистов». В первой половине 1890-х гг. работал критиком в журнале «London World», где его сменил Роберт Хиченс. В 1930-е гг. посетил СССР, где у него состоялась личная встреча с И. Сталиным. Будучи социалистом по своим политическим взглядам, стал также сторонником сталинизма и «другом СССР». Так в предисловии к своей пьесе «На мели» (1933) он пытался подвести «теоретическую базу» под репрессии ОГПУ против врагов народа. В открытом письме в редакцию газеты «Manchester Guardian» он называет появившиеся в прессе сведения о голодоморе фальшивкой. В письме в газету «Labour Monthly» также открыто выступил на стороне Сталина в кампании против ученых-генетиков. Его перу принадлежат: роман «Социалист-любитель» (1883); статьи о музыке и театре (пропагандировал пьесы Г. Ибсена как образец новой драмы); создатель драм-дискуссий «Дома вдовца» (1892), «Профессия г-жи Уоррен» (1894), «Тележка с яблоками» (1929), «Андрокл и лев» (1913); исторических пьес «Цезарь и Клеопатра» (1901), пенталогии «Назад к Мафусаилу» (1918-1920), «Святая Иоанна» (1923).

Афоризмы (91)
Медиа (17)

Джордж Бернард ШОУ в журнале «Личности»:

БЕРНАРД ШОУ: ОН ИРЛАНДЕЦ, И ЭТО МНОГОЕ ОБЪЯСНЯЕТ

Личности 7/2007
Ирландцы и впрямь особый народ. Все, кто читал роман Унесенные ветром, знают: ирландцы идут к цели напролом, они крепколобы, необычайно упрямы и невероятно трудолюбивы. Именно таким рыжеволосым, с упрямым подбородком и твердым взглядом голубых глаз был великий драматургБернард Шоу. Жизнестойкость и горячую приверженность к социальным и политическим проблемам, сдобренную чисто ирландским юмором, горьковатым и ироничным, он тоже получил в наследство от своих предков. Даже то, что этот великий драматург прожил столь долгую жизнь 94 года, и написал несметное количество пьес, не говоря о романах и статьях, свидетельствует о необычайной витальности… Читать далее

Джордж Бернард ШОУ в книгах:

Джордж Бернард ШОУ в фотографиях:

Связи (98)
Источники (16)
Факты (2)

11.03.2013 Мартыненко Ольга

 

Один из приятелей Шоу заманил писателя послушать записи известного струнного квартета из Италии. Вскоре хозяин заметил, что Шоу уже надоело слушать музыку, и он, ожидая похвалы, обратился к писателю:
 - Мистер Шоу! Эти люди играют вместе уже двенадцать лет.
Шоу зевнул:
 - Двенадцать? Право, мы просидели здесь уже больше.

19.02.2011 Носовский Сергей Павлович

ирландский драматург. Учился мальчик сначала дома, а затем – в католической и протестантской дневных школах, после чего в возрасте шестнадцати лет устроился работать клерком в агентство по продаже недвижимости. Определенное влияние на подростка оказал модный учитель музыки, дирижер Джон Ванделер Ли, который учил Элизабет пению и жил в доме Шоу на правах друга семьи. Воспитываясь в музыкальной среде, он полюбил музыку и сам научился играть оперные партитуры на фортепиано. Оставив мужа, Элизабет Шоу вместе с двумя дочерьми последовала в 1873 г. за Ли в Лондон. Через три года к ним присоединился и Бернард, решивший стать литератором и по заказу Ли сочинявший статьи на музыкальные темы. Каждое утро писал по пять страниц прозы, в полдень занимался в Британском музее, а вечером посещал лекции и диспуты Поскольку ни один из пяти романов, созданных им с 1879 по 1883 г, напечатан не был, молодой человек всецело зависел от скудного заработка матери, дававшей уроки музыки. В 1882 г. лекция американского реформатора Генри Джорджа привлекла внимание его к социальным проблемам. Помимо книги Джорджа «Прогресс и бедность» и других трудов по экономике, начинающий писатель читал «Капитал» Маркса, а в 1884 г. вместе с Сиднеем Веббом вступил в «Фабианское общество», созданное в том же году для распространения социалистических идей и которому посвятил 27 лет жизни, нередко выступая с лекциями по три раза в неделю. В Британском музее встретился с Уильямом Арчером, театральным критиком, который предложил ему писать о театре и в 1886 г. порекомендовал в еженедельник «Уорлд» («World»). С 1885 по 1888 гг. публикует также рецензии в «Пэлл-Мэлл газет» («Pall Mall Gazette») и под псевдонимом Корно ди Бассето – музыкальные рецензии в «Стар» («Star»), новой, столичной газете с массовым тиражом, а в 1890 г. становится штатным музыкальным критиком в «Уорлд» Поэт У. Оден называл его «быть может, лучшим музыкальным критиком всех времен» В 1895 г. становится театральным критиком в лондонском журнале «Сэтердей ревью» («Saturday Review») и в своих статья выступает с резкой критикой Генри Ирвинга, ведущего режиссера того времени, за отсутствие интереса к Генрику Ибсену и за вольную трактовку шекспировских пьес также высмеивает популярные пьесы Артура Пинеро и мещанские мелодрамы Скриба и Сарду, противопоставляя им театр социальный, реалистически изображающий современную жизнь. Творчеству Ибсена он посвятил лекцию, прочитанную на заседании «Фабианского общества» в 1890 г., а в следующем году драматург написал критический этюд «Квинтэссенция ибсенизма» («The Qumtessmce of Ibsemsm»), явившийся первым на английском языке исследованием творчества норвежского драматурга, а также манифестом новой драмы Книга вызвала интерес у Дж. Т. Грейна, постановщика пьесы Ибсена «Привидения», и он предложил ему сочинить пьесу для Независимого театра В 1892 г, передав пьесу, созданную пять лет назад в соавторстве с Уильямом Арчером, пишет «Дома вдовца» («Widowers Houses»), свое первое произведение для театра. Многообещающего начала, однако, не получилось пьеса была встречена сдержанно и снята с постановки после двух спектаклей. В течение последующих шести лет пишет девять полнометражных пьес и одну одноактную Ставить вторую его пьесу «Сердцеед» («The Philanderer», 1893), грустную историю о выгодном, но несчастном браке, не взялся ни один режиссер, а пьеса «Профессия миссис Уоррен» («Mrs Warrens Profession»), поднимавшая тему проституции, была и вовсе запрещена. Отказавшись идти на уступки цензуре, издает свои пьесы на собственные средства преуспевающего журналиста, а также за счет Шарлотты Пейн Таунсенд, ирландской меценатки и социалистки, на которой он женился в 1898 г. Двухтомный сборник «Пьесы приятные и неприятные» («Plays Pleasant and Unpleasant») вышел в год их свадьбы. Уже в первых своих пьесах использует дотошные сценические ремарки, из-за чего они читаются порой как романы «Неприятные пьесы». В «приятных» же пьесах «Оружие и человек» («Arms and the Man», 1894), «Кандида» («Candida», 1897), «Избранник судьбы» («The Man of Destiny», 1897) и «Поживем увидим» («You Never Can Tell», 1899) – предпринимается попытка показать превосходство реализма над натурализмом. Хотя «Кандида» имела в Нью-Йорке шумный успех уже в 1903 г, в Англии он стал известен позже, когда он, его жена и Харли Гренвилл-Баркер сняли в аренду здание Лондонского «Ройял Корт тиэтр», чтобы продемонстрировать возможности драмы идей. Его пьесы в постановке Джона Ведренна и Харли Гренвилл-Баркера 1904...1907 гг. были настолько популярны, что из 988 спектаклей, игравшихся в «Ройял Корт тиэтр» в эти годы, 701 был поставлен по его произведениям.«Человек и сверхчеловек» ("Man and Superman", 1905), одна из самых удачных пьес Ш, имевшая огромный успех у критиков и у зрителей, является философской комедией, где автор делится своими взглядами на религию, женщин, брак. В оперном третьем акте, озаглавленном «Дон Жуан в аду» и часто исполнявшемся отдельно, «комедия нравов превращается в космическую драму», как писала критик Марджери Морган «Майор Барбара» ("Major Barbara"), социальная сатира, также написанная в 1905 г, представляет собой напряженный интеллектуальный спор между религиозными убеждениями и мирскими амбициями, между ханжеством и искренностью. В «Пигмалионе» ("Pygmalion", 1913) сатирическому осмеянию подвергается социальная манерность, способствующая усилению классовых различий. Впоследствии по мотивам этой пьесы Алан Джей Лернер и Фредерик Лоу написали мюзикл «Моя прекрасная леди» ("My Fair Lady", 1956). Во время первой мировой войны Ш. активно занимается политикой В ноябрьском номере «Нью-стейтсмен» ("New Statesman") за 1914 r, радикального журнала, созданною Ш. в 1913 r совместно с Беатрисой и Сиднеем Вебб, драматург помещает большой очерк «Война с точки зрения здравого смысла», в котором критикует и Англию, и Германию, призывает обе страны к переговорам, осмеивая слепой патриотизм. После этой публикации Ш. исключается из Клуба драматургов и теряет нескольких друзей. В 1916 г. он выступает в поддержку Ирландского восстания и в защиту англоирландского дипломата сэра Роджера Кейсмента, который прибегнул к помощи Германии в поисках поддержки ирландского освободительного движения, был обвинен в государственной измене и казнен. В послевоенной пьесе «Дом, где разбиваются сердца» ("Heartbreak House") Ш. показывает утрату духовных ценностей поколения, ответственного за кровопролитие. В этой трагикомедии политика и экономика сочетаются с сюрреалистическим видением мира «Назад к Мафусаилу» ("Back to Methuselah", 1922), наиболее неоднозначная и сложная пьеса Ш., типичный образец пьесы-дискуссии, состоит из пяти связанных между собой пьес и начинается в Эдеме, а заканчивается в год 31920-й нашей эры. В этом растянутом и тяжеловесном произведении чувствуется влияние теории творческой эволюции Бергсона, а также дают себя знать фабианские взгляды Ш., согласно которым человеческий интеллект способен преобразовать общество. После канонизации Жанны д`Арк в 1920 г. Ш. находит новую героиню и тему для своей единственной трагедии «Святая Иоанна» ("Saint Joan", 1924) Иоанна, по Ш., отличается остроумием, практичностью и энергией, которыми восхищается автор, а также невинностью и богатым воображением, несущими угрозу для представителей духовенства, которых Ш. наделяет макиавеллиевскими чертами. Нобелевская премия по литературе в 1925 г. не присуждалась, а в 1926 г. была вручена Ш. «за творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой». Как сказал член Шведской академии Пер Хальстрем, «Ш. – автор пьес стал одним из наиболее ярких драматургов наших дней, а Ш. – автор предисловий к пьесам может считаться Вольтером нашего времени». Будучи принципиальным противником всевозможных премий, Ш. на церемонию награждения не приехал, и премию вместо него вручили Артуру Даффу, послу Великобритании в Швеции. На причитающиеся лауреату деньги Ш. учредил англо-шведский литературный фонд для переводчиков, в особенности переводчиков Стриндберга. В 1928 г. Ш. выпустил «Руководство для умной женщины по вопросам социализма и капитализма» ("The Intelligent Woman`s Guide to Socialism and Capitalism") – рассуждение на политические и экономические темы. В своих последних пьесах Ш. отходит от реализма, использует приемы античной комедии. После смерти жены, последовавшей в 1943 г., Ш. переезжает из Лондона в свой дом в Хертфордшире. В возрасте 94 лет, вскоре после своего дня рождения, работая в саду, он упал и сломал бедро. Умер Ш. 2 ноября 1950 г. Споры критиков вокруг наследия Ш. в основном вызваны противоречием между Ш. – сатириком и Ш. – социальным реформатором. При жизни он обвинялся во фривольности, и в «слишком безответственном, – как говорил Макс Бирбом, – чувстве юмора». В остроумии Ш. Оден почувствовал дух Россини, «живость, ясность и виртуозность великого мастера оперы-буфф». По мнению английского поэта и критика Стивена Спендера, по своему мировоззрению Ш. – это «двухмерный гигант, передвигающийся в своем собственном двухмерном мире» Литературовед Джон Мэтьюз воспринимает Ш. «...чужестранцем, наблюдательным ирландцем в разладе с обществом, которое значило для него меньше, чем люди, которых он знал и любил». «Ш. – продолжатель великий традиции, – писал американский критик Жак Берзен. – Он пользовался всем, что есть в театральных кладовых и у умах людей... Пьесы Ш. – это богатейшее драматургическое наследие».
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх