Досье личности

Ценность: 1 (5)

Симпатия: 1 (5)

дата обновления - 2008-02-27

просмотров - 2

ШИПОВ Дмитрий Николаевич

Имя латиницей: Shipov Dmitrij Nikolaevich

Пол: мужской

Дата рождения: 14.05.1851

Дата смерти: 14.01.1920 Возраст (68)

Место смерти: Москва, Россия

Знак зодиака: Телец

По восточному: Свинья

География: РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ.

Ключевые слова: политика.

Ключевой год: 1905

Дмитрий Николаевич ШИПОВ

русский политический деятель, один из основателей партии октябристов и лидеров земского движения конце ХIХ – начале ХХ вв. Помещик Московской губернии. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1872). С 1877 г. – земский гласный Волоколамского уезда, затем член Московского губернского земского собрания. В 1893-1904 гг. – председатель Московской губернской земской управы. В ноябре 1904 г. – председатель «частного совещания земских деятелей», высказавшегося за введение в России законосовещательного представительства. В сентябре 1906 г. из-за разногласий с А. И. Гучковым вышел из партии октябристов и перешел в партию мирного обновления. С 1906 г. – член Государственного совета от московского земства. В 1911 г. отошел от общественной деятельности. После революции 1917 г. был первым председателем контрреволюционного «Национального центра». В начале 1919 г. арестован органами ВЧК; умер в тюрьме.
Связи (1)
Источники (1)
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
Факты (2 )

19.02.2011 Мартыненко Ольга

О дате и обстоятельствах смерти и захоронения: Умер в Бутырской тюремной больнице от катарального воспаления легких. Родные обратились в особый отдел ВЧК с просьбой выдать тело умершего для захоронения. Эту просьбу ВЧК удовлетворила. Похоронен Дмитрий Николаевич в фамильном склепе Шиповых на Ваганьковском кладбище в Москве. http://www.sps.ru/?id=42451 О дате и месте рождения: Родился в семье Н.П. Шипова, отставного гвардейского полковника и Можайского уездного предводителя дворянства. http://www.sps.ru/?id=42425

19.02.2011 Мартыненко Ольга

Две биографии: 1. Д. Н. Шипов был действительным статским советником, находился в звании камергера. Происходил из дворян, являлся крупным землевладельцем. крупный землевладелец. В 1872 окончил Пажеский корпус, в 1877 - юридический факультет Петербургского университета со степенью кандидата правоведения. В 1893-1904 года был председателем Московской губернской земской управы. Являлся видным представителем либерального консерватизма кон. 19 — нач. 20 вв., деятелем земского движения, был членом кружка «Беседа» и Союза земцев-конституционалистов, участником нелегальных земских съездов, одним из создателей «Союза 17 октября» (В 1905—06 председатель Московского отдела ЦК, с 190б один из лидеров Партии мирного обновления). В 1906—09 был членом Государственного совета по выборам от Московского земства. С 1911 г. от политической деятельности отошел. После октября 1917 – член антибольшевистского Национального центра. В 1919 был арестован органами ВЧК, умер в Бутырской тюрьме. Мировоззрение Ш. формировалось на почве религиозного сознания и окончательно сложилось под нравственным влиянием Ф. М.. Достоевского и Л. Н. Толстого. Разделяя понимание Толстым смысла христианского учения, Шипов, однако, не соглашался с отрицательным отношением его к участию в общественной жизни. Признавая первенствующее значение для человека «внутреннего устроения личности» и разделяя убеждение, что никакой действительный прогресс в судьбе человечества немыслим, «пока не произойдет необходимой перемены в основном строе образа мыслей большинства людей», Шипов был убежден, что «усовершенствование основ и форм соц. жизни является необходимым условием для постепенного осуществления на земле идеала христианского учения». По его мнению, религиозно-нравственное «устроение личности» и улучшение условий общественной жизни не только не исключают друг друга, но и составляют в своей совокупности единое органическое целое, ибо «только разумное согласование и параллельное осуществление этих двух начал и может обеспечить переустройство личной и общественной жизни, согласно требованиям высшей правды» (Ш и л о в Д. Н. Воспоминания и думы о пережитом. М., 1918. С. 3). Исходные мировоззренческие принципы предопределили понимание Шиповым целей и задач государственной жизни и соответствовавшего им государственного строя. Эволюционное развитие социальной и государственной жизни мыслилось им как результат постепенного развития и осуществления идей, усвояемых общественным сознанием. Шипов считал, что история человечества представляет собой процесс поступательного движения в мире идей, постепенный переход от идей низших к идеям высшим. Причем обществ, прогресс выражается в освобождении от влияния устаревших идей, которые человечество переросло в своем духовном развитии, и в возрастающем сознании им долга заботится не столько о своем личном благополучии, сколько об общем благе. «Царство истины, добра и высшей правды, - писал Шипов, - конечная цель мира, заключающая в себе смысл мирового прогресса и его разумное основание» (Там же. С. 136—37). По мнению Шипова, эволюция человеческого общества определяется не борьбой классовых, политических и партийных сил, а зарождением новых идей, которые последовательно усваиваются обществ, сознанием. Развитие самих идей может получить правильное направление лишь в том случае, когда оно является итогом напряженной работы человеческой мысли, руководимой религиозным чувством. Шипов считал, что христианство должно воспитывать понимание духовных интересов. Только в том случае, когда большинство людей проникнется высокими идеалами учения Христа и признает своим долгом служить всеми силами осуществлению. этих идеалов, только тогда «соц. строй сам должен будет постепенно измениться» (Там же. С. 139). На протяжении всей жизни Шипов, сохранял веру в то, что люди рано или поздно придут к пониманию невозможности осуществления общего блага путем борьбы классовых интересов. По его мнению, леворадикальный лозунг: «В борьбе обретешь ты право свое» должен уступить место признанию того, что права и свободы человека могут быть обеспечены лишь при моральной солидарности всех людей. Основой правильного развития общественной жизни служит внутреннее устроение личности, которое заключается в уяснении каждым человеком смысла своей личной жизни среди жизни всего мира. «Признавая внутреннее устроение личности главной основой улучшения и устроения всего социального строя, – подчеркивал Шипов, – нельзя в то же время не принять во внимание, что перевоспитание человеческой души совершается постепенно и что существенно, воздействие этой основы на общественную жизнь возможно лишь тогда, когда сознание высоких идеалов, поставленных перед человечеством, сделается достоянием большинства людей» (Там же. С. 141). В отличие от учения Толстого, Шипов обосновал тезис о том, что забота религиозно мыслящего человека о внутреннем устроении своей личности не освобождает его от выполнения обязанностей члена общества. Каждый человек должен сознавать свою общественную обязанность и по мере сил содействовать устранению из общественной жизни всего того, что разделяет людей. При этом Шипов сознавал, что «перевоспитание» человеческой души совершается весьма медленно и трудно и что определенная часть общества всегда будет преследовать интересы личного или классового благополучия». Шипов осознавал, что «стремясь к осуществлению того, ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ, нельзя не считаться с тем, ЧТО ЕСТЬ при существующем строе жизни и что на долгое время сохранится еще неизбежно свое влияние в жизни человечества» (Там же. С. 141; выделено Шиповым — С.Ш.). Учет Шиповым возможных границ преобразования свидетельствовал о его внимательном отношении к тому, что следует взять в будущее из прошлого, чтобы сохранить преемственность духовного и нравственного развития, исторической традиции. Шипов полагал, что в современных условиях государство является необходимым и неизбежным явлением, однако оно не есть самодовлеющая цель своего существования. Государство, считал он, есть средство, содействующее осуществлению высшей цели всечеловеческого бытия. Государственный строй и установленный в нем правопорядок должны исходить из признания равенства всех людей и обеспечения каждой личности полной свободы в духовном развитии и в действиях, не причиняющих ущерба и не производящих насилия по отношению к ближним в христианском смысле слова. Государство, по мнению Шипова, в своей деятельности должно руководствоваться принципом христианской этики, всегда иметь «своей задачей улучшение обществ, жизни ради всех своих членов». Политика и общество христианством должны направляться государством к тому, чтобы объединять людей, а не разделять их. Для этого, считал Шипов необходимо, чтобы «вся деятельность государства воспитывала в своих гражданах сознание идеи долга и противодействовала силой своего морального авторитета стремлению людей к отстаиванию и противопоставлению своих личных или классовых интересов». Признавая историческую необходимость власти с ее функциями принуждения, Шипов подчеркивал, что она «всегда оказывает некоторое развращающее влияние на обладающих ею и вызывает в них нередко склонность к злоупотреблению предоставленной им властью». Это свойство власти и условия, определяющие необходимость ее существования в государстве, обусловили его отрицательное отношение к идеям народовластия и народоправства. Идея народовластия «поселяет» в гражданах «переоценку значения личных и классовых интересов и тем неизбежно влечет людей на путь социальной и политической борьбы». (Там же. С. 144—45). По мнению Шипова, осуществление в государстве высшей власти должно быть возложено на одно «лицо», стоящее «вне столкновения интересов отдльных общественных групп». Считая наследственную монархию наиболее оптимальной формой организации государственной власти, Шипов признавал, что история знает немало примеров, когда монархия становится абсолютистской, а сам монарх, пользуясь неограниченной властью, своими произвольными действиями нарушает и подавляет права и свободы граждан. Такое положение вытекает, по его словам, из неправильного понимания сущности и задач государственной власти и приводит к нарушению связи монарха с народом. В представлении Шипова, монарх «должен всегда смотреть на свою власть как на обязанность, возложенную на него... всем народом». Следуя этим путем, власть должна стремиться «к созданию и развитию тесного единения с населением, быть всегда осведомленной о его нуждах и всеми силами содействовать развитию личной и общественной самодеятельности» (Там же. С. 145). Ш. видел в государстве средство для реализации фундаментальных этических задач, отвечавших духовной сущности человека. Он полагал, что взаимодействие власти и народного представительства должно быть организовано на основе нравственной между ними связи, признавал желательным возвращение самодержавию его прежнего характера, существовавшего во времена Земских соборов. По его мнению, всякое государственное преобразование должно совершаться постепенно, не вызывая обострения политической ситуации в стране. Однако Шипов, считал, что сохранение самодержавной политической системы возможно лишь при условии «живого и тесного общения государства с народом». Если же оно отсутствует, то самодержавный режим утрачивает свое «идейное значение» и превращается в самовластие «министров и бюрократии». Щ. верил, что государственная власть под воздействием оппозиционной земской среды рано или поздно осознает необходимость изменения полит, курса, сумеет отрешиться от недоверия к общественным силам. Осуществление этих надежд представлялось ему возможным при условии существования в земской среде умеренных либералов, стремящихся к мирному обновлению государственного строя. Только при тесном взаимодействии власти с земскими учреждениями окажется возможным, по его мнению, «восстановление и прочное укрепление государственно-земского строя». Конструируя свой вариант государственного устройства, Шипов считал, что его реализация позволит сохранить единство власти и народа, направив их усилия к достижению «высшей цели, предстоящей человеческому бытию», устранить из государственной жизни элементы полит, борьбы, в результате чего парламентское представительство сможет стать выразителем «соборной совести народа», будет способствовать удовлетворению материальных и духовных потребностей населения. По мнению Шипова, государство не может не быть учреждением правовым, но право, нормирующее его жизнь, всегда должно стремиться к постепенному установлению «высшей правды и справедливости». Правовое государство, полагал он, должно всегда ставить себе целью создание таких условий государственной жизни, которые наиболее соответствовали бы этическим представлениям человечества. Шипов считал, что народное представительство должно служить выражением действительного «направления и силы нар. духа и обществ, сознания», опираясь на которые власть может получить необходимый ей нравственный авторитет. Чтобы парламентское представительство соответствовало указанному назначению, необходимо, по мысли Шипова, привлечь в его состав наиболее зрелые силы народа, которые видели бы в предстоящей им деятельности не осуществление идей народовластия, а выполнение возложенных на них нравственных обязанностей. Народное представительство, где все депутаты объединены друг с другом нравственной связью, способно сотрудничать с верховной властью, обеспечить всем гражданам достойное существование. Такое представительство создаст в стране благоприятные предпосылки и условия, стимулирующие развитие как духовной, так и материальной жизни. Для обсуждения и правильного разрешения вопросов государственной жизни, считал Шипов, необходимо, чтобы лица, входящие в состав народного представительства, были достаточно к тому подготовлены, обладали жизненным опытом и установившимся миросозерцанием. Основную причину политического кризиса в России Шипов видел во все углублявшемся конфликте между властью и обществом. По его убеждению, самодержавно-бюрократический режим полностью утратил нравственный авторитет в глазах народа. Игнорирование объективно назревших потребностей общественного развития страны предопределило неизбежность превращения лояльного обществ, движения в движение революционное, во гл. которого встала русская интеллигенция. Под влиянием ее социалистической пропаганды в народных массах росли «семена» злобы и ненависти не только к имущим классам, но и к представителям самой интеллигенции. «Не социализм исправит мир, – подчеркивал Ш., – а христианское воспитание людей» (Там же. С. 57б). Шипов надеялся, что переживаемое Россией «смутное время» преходяще, что власть и народ должны осознать необходимость «нравственного единения». По его мнению, обновление политической и социальной жизни станет возможным тогда, когда одновременно власть и радикальная интеллигенция коренным образом пересмотрят свои позиции, согласуют образ своих действий с идеалами и запросами народного духа. Только в этом случае, считал Шипов., «развитие жизни пойдет устойчиво и надежно по верному пути, и все население страны и все его классы будут связаны между собой единством нравственного идеала. Нужно, чтобы люди друг друга любили, чтобы Бог был с ними и в них. Во имя Бога, во имя любви будут люди свободны и сыты, и в любви будут жить, Я верю: не мечом, а любовью спасется мир, как любовью он устроится» (Там же, С. 577). В этой итоговой мысли Шипова отражена квинтэссенция его мировоззрения, которым он руководствовался всю жизнь и которое предопределило его обществ, и политическую деятельность. Общественная мысль России. XVIII - начала XX века. М., 2005. (Руководитель проекта д. и. н., профессор В. В. Журавлев) С. В. Шелохаев http://www.rustrana.ru/article.php?nid=20087 2. Материал из Википедии — свободной энциклопедии Дмитрий Николаевич Шипов (14 мая 1851 — 14 января 1920) — русский политический деятель, один из лидеров земского движения конца XIX — начала XX веков. Семья и образование Родился в семье отставного полковника гвардии, статского советника и Можайского уездного предводителя дворянства. Брат — Николай Николаевич Шипов (1848—1911), генерал, атаман Войска Донского. Жена — Надежда Александровна, урождённая Эйлер (1852—1920). Окончил Пажеский корпус (1872), юридический факультет Московского университета (1877). Кредо Большое влияние на его мировоззрение оказали Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой, по своим идейным взглядам был близок к ранним славянофилам. Шипов полагал, что необходима глубокая взаимосвязь духовной и общественной жизни, являлся сторонником постепенных ненасильственных реформ. Считал, что в России при Петре I государственная власть присвоила себе неограниченные права, и, следовательно, перед страной стоит задача, заключающаяся в восстановлении «всегда необходимого в государстве взаимодействия государственной власти с населением и в привлечении народного представительства к участию в государственном управлении». По мнению Шипова,государственный строй и установленный в нем правопорядок должны исходить из признания равенства всех людей и обеспечения каждой личности полной свободы в своем духовном развитии и в своих действиях, не причиняющих ущерба и не производящих насилия по отношению к своим ближним в христианском значении этого слова. Земский деятель После окончания университета жил в родовом имении Ботово Волоколамского уезда Московской губернии. С 1877 — гласный Волоколамского уездного земства, мировой судья. В 1891—1893 — председатель Волоколамской уездной земской управы, в 1893—1904 — председатель Московской губернской земской управы (после избрания которым переехал в Москву). Возглавив Московскую губернскую земскую управу, Шипов созвал совещание председателей уездных земских управ (1893), а с 1896 был организатором неофициальных совещаний глав губернских земских управ различных регионов России. Таким образом, создавались предпосылки для объяснения сил деятелей земского движения, которые затем способствовали созыву земских съездов. С 1900 участвовал в деятельности политического кружка «Беседа», в котором занимал среднюю позицию, выступая за признание принципиальной необходимости народного представительства, но в ближайшее время предлагал ограничиться достаточно скромной мерой — включением в состав комиссий при Государственном совете выборных представителей общественных учреждений. Такая позиция встретила неприятие как наиболее последовательных сторонников самодержавия, так и приверженцев парламентаризма. В 1902 на его московской квартире прошло первое нелегальное общеземское совещание с участием примерно 50 представителей большинства земских управ. В 1904 Шипов был в очередной раз избран председателем губернской земской управы, но не утверждён министром внутренних дел В. К. Плеве как оппозиционер. В том же году Шипов стал председателем земского съезда, полулегального проведенного в Петербурге в ноябре 1904. Однако на съезде Шипов и его сторонники оказались в меньшинстве, так как выступали за законосовещательное, а не законодательное народное представительство, против всеобщего и прямого избирательного права. Политик В октябре 1905 ему предлагался пост государственного контролёра, но он отказался, как и другие общественные деятели, войти в состав кабинета С. Ю. Витте. В ноябре 1905 Шипов стал одним из учредителей и первыым председателем центрального комитета партии «Союз 17 октября» (октябристов). В 1906—1909 был членом Государственного совета от московского земства. В 1906 обсуждался вопрос о его назначении председателем совета министров, однако Шипов вновь ответил отказом, полагая, что правительство должно состоять из представителей думского большинства, которые были значительно левее его по своим политическим взглядам. В то же время Шипов разошёлся с большей частью партии октябристов, которая оказалась правее его. В 1906 он ушёл с поста председателя ЦК партии, а затем и вышел из её рядов в знак протеста против поддержки октябристами военно-полевых судов, созданных для борьбы с революцией. В том же году он стал одним из основателей (наряду с П. А. Гейденом, И. Н. Ефремовым и Н. Н. Львовым) небольшой центристской Партии мирного обновления. После неудачи этого политического проекта он отошёл от активной политической деятельности. С 1911 жил в Киеве, где был управляющим «Товарищества братьев Терещенко» по производству сахара. Затем вернулся в Москву, где работал над своими мемуарами, опубликованными в 1918. Антибольшевистская деятельность и кончина В 1918 вошёл в состав подпольной антибольшевистской либеральной организации «Национальный центр», в ноябре 1918 — апреле 1919 исполнял обязанности председателя её московского отделения. В августе 1919 был впервые арестован (Московской ЧК), но в сентябре освобождён из-за нехватки доказательств его контрреволюционной деятельности. В ночь с 21 на 22 октября вновь арестован (на этот раз ВЧК), содержался во внутренней тюрьме особого отдела ВЧК, отказался признать, что возглавлял Национальный центр. Находился в тюрьме в тяжёлых условиях, незадолго до кончины был переведён в Бутырскую тюремную больницу, где и умер от катарального воспаления лёгких. Похоронен в фамильном склепе Шиповых на Ваганьковском кладбище. Труды Воспоминания и думы о пережитом. М., 1918 (2-е издание — М., 2007). http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B2%2C_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх