Досье личности

Ценность: 4.1 (10)

Симпатия: 4.3 (10)

дата обновления - 2016-12-15

просмотров - 15

СЕНЕКА

Другое имя: Луций Анней Сенека; Сенека Младший

Имя латиницей: Seneca Lucius Annaeus

Пол: мужской

Дата рождения: приблизительно 00.00.4

Место рождения: Кордуба, Римская Империя

Дата смерти: 00.00.65 Возраст (61)

Место смерти: Рим, Римская Империя

Знак зодиака: Неизвестно

По восточному: Крыса

География: РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.

Ключевые слова: автор, власть, знание, литература, оппозиционер, писатель, политика, суицид, философ.

Ключевой год: 0055

СЕНЕКА

римский политический деятель, философ и писатель. Родился в богатой семье всадников (эквитов), второй из трех сыновей Сенеки Ритора. В молодом возрасте прибыл в Рим, там получил хорошее грамматическое, риторическое и философское образование (в духе позднего стоицизма). Вероятно, чтобы поправить здоровье, а также для обучения, некоторое время находился в Египте. Еще при Калигуле прославился как блестящий оратор и стилист. В 41 г. н. э., заподозренный в романе с сестрой умершего императора Калигулы Юлией Ливиллой, был приговорен императором Клавдием к изгнанию на Корсику. Там он оставался до 49 г. н. э., когда Агриппина настояла на возвращении Сенеки и доверила ему воспитание своего сына Нерона. После вступления на престол семнадцатилетнего Нерона Сенека вместе с префектом претория Афранием Бурром фактически управлял государством на протяжении восьми лет. Но с течением лет его положение становилось все сложнее, а преступления коронованного воспитанника бросали тень и на его воспитателя, который пытался оправдать перед сенатом даже матереубийство. После смерти Бурра в 62 г. н. э. Сенека, с разрешения Нерона, удалился от двора. Остаток жизни он провел в своих имениях около Рима и в Кампании, отдаваясь философии и литературному труду. В 65 г., по подозрению в участии в заговоре Пизона, по приказу императора совершил самоубийство, вскрыв себе вены. Он владел огромным богатством. По-видимому, был дважды женат, от первого брака имел двух детей. Его вторая жена Паулина хотела умереть вместе с мужем. Но по приказу Нерона ей перевязали вены. Взгляды Сенеки сформировались в равной мере под влиянием учения стоиков и собственного житейского опыта. Собственная слабость заставляла его снисходительно относиться к слабостям других людей. Сохранившееся в неполном виде литературное наследие философа включало прозаические произведения и поэзию. Большая часть его философских сочинений имеет форму кинической диатрибы. Материал излагался в форме замечаний и вопросов фиктивного собеседника. Во всех произведениях Сенеку интересовала прежде всего этика. Собранные в 12 книгах сочинения по вопросам этики носят название «Диалоги». В них находятся трактаты: «О провидении», «О стойкости мудрого», «О гневе» в 3 книгах, «О счастливой жизни», «Об изучении философии», «О спокойствии духа», «О краткости жизни» и три консоляции. В этих сочинениях Сенека описывает идеал стоического мудреца; он предостерегает от потакания страстям, особенно гневу, объясняет, в чем состоит подлинное счастье, каково его отношение к богатству, к страданию и т. д., учит наилучшим способом пользоваться жизнью, указывая на важность состояния духа, покоя и, наконец, свободного времени, которое можно посвятить науке и литературному труду. Помимо «Диалогов», сохранилось еще несколько его произведений, среди них трактат «О благодеяниях» в 7 книгах, посвященный Эбонию Либералу, имеющий принципиальное значение для истории античной этики. Сенека утверждает, что взаимные благодеяния составляют основу общественного порядка. Произведение «О милосердии» в 3 книгах, сохранившихся частично, посвященное Нерону, должно было стать учебником добродетели, «зеркалом» для правителя, основная добродетель которого – милосердие, не имеющее тем не менее ничего общего со снисходительностью или жалостью. В «Изысканиях о природе» в 7 книгах, посвященных другу Луцилию, он описал небесные и земные явления, а также явления в сфере, лежащей между ними. Это несистематическое изложение, возможно даже, что первоначальный порядок книг был изменен. Сам он не был естествоиспытателем, излагал знания, почерпнутые у других авторов, в основном, у Посидония. Но он интересовался природой, поскольку считал, что ее познание ведет к нравственному усовершенствованию, позволяя переступить через смерть. Сборник «Нравственных писем к Луцилию» в 20 книгах включает 124 письма. Эта корреспонденция создавалась, вероятно, с мыслью о публикации. Сенека напоминает другу о вреде аффектов, о необходимости жить в согласии с природой и работы над собой, о потребности во внутренней гармонии и преодоления страха смерти. Именно мысль о ее неизбежности должна помочь критически оценить блага мира и стать началом подлинной свободы. Письма являются наиболее зрелым и самостоятельным произведением философа, плодом многолетних размышлений. Его другие прозаические сочинения утрачены. Был также автором единственной сохранившейся менипповой сатиры под названием «Отыквление божественного Клавдия». Это произведение – язвительный пасквиль на умершего императора Клавдия, возможно, литературная месть автора за годы изгнания. Написал также 9 трагедий, основывающихся на греческих образцах: «Безумный Геракл», «Троянки», «Финикиянки» (пьеса сохранилась частично), «Медея», «Федра», «Эдип», «Агамемнон», «Фиест», «Геракл на Эте». Под именем Сенеки сохранилась трагедия «Октавия», созданная уже после смерти философа. Он черпал сюжеты в основном у Еврипида (иногда у Софокла, реже всего у Эсхила) или из эллинистических трагедий. В какой степени на его творчество повлияли римские трагики, установить трудно. Вопреки использованию образцов, он выказал значительную самостоятельность, особенно в обрисовке характеров и представлении событий. По сравнению с классической греческой трагедией, композиция пьес упрощена. Отличительной чертой его драм является пафос. Во много раз вернее, чем греческие образцы, он описывает мотивы поступков своих героев, возможно, чтобы доказать, насколько пагубны аффекты. Идеалом стоического мудреца в его драмах является Геракл. В духе стоического гуманизма, автор высказывает множество мыслей о власти и правителе. Его драмы образцом для ренессансной драмы и для творцов классической европейской трагедии: Шекспира, Корнеля, Расина. Ему приписывают авторство 77 эпиграмм. В области языка предпочитал редкие слова, но он также придавал новую окраску повсеместно употребляемым словам. Его стиль, т. н. «серебряная латынь», характеризует поворот от цицероновских периодов к более коротким предложениям, с частыми антитезами и сильной ритмизацией части предложений. Риторические фигуры и тропы часто выступают как в прозаических сочинениях, так и в драмах, столь же часто используется прием примера. Знаменательной чертой Сенеки является многократное повторение одних и тех же мыслей в различной словесной и стилистической форме. У современников его творчество столкнулось как с признанием, так и с критикой. Его стиль бранил Квинтилиан, хотя и называл его «блестящим гонителем пороков». Потомки почитали его как моралиста и «мученика философии». Большое влияние он оказал на христианских авторов. Обилие сентенций в его произведениях сделало их неисчерпаемым источником цитат.

Афоризмы (429)
Медиа (1)

СЕНЕКА в книгах:

Связи (40)
Источники (6)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх