Досье личности

Ценность: 3.5 (8)

Симпатия: 3.25 (8)

дата обновления - 2016-04-04

просмотров - 5

САПФО

Другое имя: Сафо Митиленская

Имя латиницей: Sappho

Пол: женский

Дата рождения: реконструировано 00.00.610 до н.э.

Место рождения: Лесбос, Древняя Греция

Дата смерти: реконструировано 00.00.580 до н.э. Возраст (30)

Знак зодиака: Неизвестно

География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, ЕВРОПА.

Ключевые слова: девиация, литература, ЛИЧНОСТИ журнал, поэт.

Ключевой год: -0585

САПФО

древнегреческая поэтесса, родом с острова Лесбос. Вокруг нее существовало некое сообщество юных девушек, почитавших Афродиту и Муз и занимавшихся в т. ч. и искусством поэзии. Близость Сапфо к членам этого кружка, которых она восторженно описывает в некоторых из сохранившихся фрагментов своих стихов, во многом и породило предание об их любовной связи, давшей название «лесбийской любви». Следует заметить, кстати, что сама Сапфо была, по-видимому, счастлива в браке с неким Керкилом, от которого имела дочь Клеиду. Собрание ее сохранившихся стихов насчитывает более 200 фрагментов, лишь малая часть которых содержит полные тексты. Исходно же корпус ее сочинений насчитывал, по свидетельству античных источников, 7 книг, большинство из которых по форме относится к монодийной (сольной) лирике, написанной сложными поэтическими размерами, единицей которых является не строка, а строфа (т. н. логаэды). В качестве наиболее яркого воплощения ее поэтического дара обычно приводятся две полные оды, первая из которых искусно сочетает гимническую форму призыва к божеству (Афродиты) с описанием превратностей любви («Пестрым троном славная Афродита»), а вторая содержит изощренное описание любовного томления («Богу равным кажется мне по счастью»). Что касается тематики ее произведений, то в них нередки личные мотивы: обращение к брату или дочери, подругам, описания их красоты, ума и прелести. В то же время в них очевидны фольклорные мотивы, наиболее часто присутствующие в т. н. эпиталамиях, свадебных песнях, где, помимо традиционных зачинов и своеобразных припевов-обращений к божеству, присутствуют характерные сравнения невесты с яблоком или цветком, плач по утерянному девичеству и т. д. Фольклорные мотивы иногда реализуются на мифологическом материале: таков фрагмент оды, описывающей свадьбу Гектора и Андромахи. Любовная тема главенствует, хотя встречаются и повествовательные отрывки (например, история Тифона), а также строки, превозносящие искусство поэзии и презрительно говорящие о тех, кто не стремится к образованности и мусическим искусствам. Стихи написаны на особом, эолийском, диалекте древнегреческого языка, но встречаются и заимствования из языка эпоса. Для дальнейшей традиции наследие Сапфо дало т. н. «сапфическую строфу», где три одинаковые по размеру строки завершаются краткой четвертой, воспроизводящей ритм ритуального восклицания в честь Адониса. Эта изящная законченная форма привлекала уже римских поэтов, включая Катулла (два стихотворения которого являются прямым подражанием Сапфо) и Горация. Ее пыталась использовать и европейская поэзия, в т. ч. и русская, от Симеона Полоцкого до Брюсова, у которого есть, например, интересный опыт соединения этой строфы с новым рифмованным стихом («Ultimа Тhulе»). В то же время сам образ Сапфо как некий символ любовного переживания также нередко встречается в поэзии, начиная с известного послания, включенного в корпус «Героид» Овидия, где описывается ее несчастная любовь к юноше Фаону, согласно легенде, ставшая причиной самоубийства поэтессы.

Медиа (3)

САПФО в журнале «Личности»:

САПФО: ЛЮБИТЬ И БЫТЬ ЛЮБИМОЙ

Личности 92/2016
Этой женщине, жившей больше двадцати пяти веков назад, больше любого другого определения подходит эпитет легендарная. Или даже проще и поэтичнее легенда. От ее наследия осталось так мало, что сравнить эти крохи можно разве что с еще более скудными сведениями о ее жизни. А благоговейного восхищения и пристального изучения, споров и версий ей за эти века досталось так много, что сравнить эту страсть к поэтессе Сапфо можно только со страстью, которой дышит ее поэзия. При этом у каждого века, у каждой культуры своя собственная Сапфо, по своей мерке, согласно собственным идеалам.… Читать далее

САПФО в фотографиях:

Связи (15)
Источники (5)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх