Досье личности

Ценность: 2 (7)

Симпатия: 1.857 (7)

дата обновления - 2014-12-25

просмотров - 4

САМОЙЛОВА Надежда Васильевна

Другое имя: Самойлова 1-ая; Макшеева Надежда Васильевна – в замужестве

Имя латиницей: Samojlova Nadezhda Vasil`evna

Пол: женский

Дата рождения: 18.01.1818

Место рождения: Петербург, Россия

Дата смерти: 30.03.1899 Возраст (81)

Место смерти: Петербург, Россия

Знак зодиака: Козерог

По восточному: Тигр

География: РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ.

Ключевые слова: артист, искусство, театр.

Ключевой год: 1838

Надежда Васильевна САМОЙЛОВА

русская актриса. Дочь В. М. и С. В. Самойловых. В 1838 г. дебютировала на сцене Александрийского театра в роли Веры («Матушкина дочка» П. И. Григорьева). Исполняла роли инженю в водевилях. После смерти В. Н. Асенковой (1841) заменила ее во многих ролях. Обладала даром имитации. Роли: Лиза («Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского), Анета и Лизанька («Комедия с дядюшкой» и «Жених, чемодан и невеста» П. И. Григорьева), Лелев («Гусарская стоянка» В. И. Орлова) и др. Оставила сцену в 1859 г.

Связи (7)
Источники (3)
Факты (1 )

21.01.2012 Александр Васильевич

Надежда Васильевна Самойлова (по мужу - Макшеева)
известная драматическая и оперная актриса и певица (меццо-сопрано). Также известна как Самойлова 1-я. Поначалу Самойловой 1-й называлась её мать, а Надежда Васильевна называлась Самойлова 2-я, и многие старые артисты Александринки так и продолжали её называть, но «после ухода матери в отставку, с октября 1843 года, Надежда Васильевна значилась Самойловой 1-й, а [её сестра] Вера Васильевна — Самойловой 2-й. Так они и живут в истории русского театра» (цитируется по: Санкт-Петербургский театральный журнал, № 24, 2001, автор Татьяна Золотницкая). Принадлежала к знаменитой актёрской семье Самойловых. Дочь Василия Михайловича и Софьи Васильевны Самойловых, сестра Василия Васильевича, Веры Васильевны, Марии Васильевны Самойловых. Её племянники — известные артисты Санкт-Петербургского Александринского театра Николай Васильевич Самойлов 2-й и Павел Васильевич Самойлов, племянница — выдающаяся драматическая актриса Вера Аркадьевна Мичурина-Самойлова. Вместе с сестрами окончила пансион для благородных девиц госпожи Ферай. Пению обучалась в Санкт-Петербургском театральном училище у Ф.Даль-Окки. В 1838—1859 работала в Александринском театре, дебютировав в роли Веры — водевиль «Матушкина дочка» П.И.Григорьева. Одновременно выступала в операх и драматических постановках. Санкт-Петербургский театральный журнал, № 24, 2001, автор Татьяна Золотницкая: «Дом Самойловых, несмотря на строгий патриархальный уклад, был наполнен взаимной любовью, радостью и теплом. Но в 1839 году, когда Вере еще не минуло пятнадцати, в Финском заливе утонул отец. Жизнь семьи изменилась. Поток гостей, не прекращавшийся при хлебосольном Василии Михайловиче, иссяк. Да и Софья Васильевна, оставшись с дочерьми-девицами: старшей, Любовью, взявшей на себя ведение хозяйства, и младшими — Надей и Верой (другие дети жили своими домами), опасалась новых знакомств и нежелательных визитов. Переехали в квартиру поменьше. Вера и Надежда, уже актрисы, ещё долго жили в одной комнате, где, заткнув уши, учили роли». Современники рассказывают, что царь Николай I настолько ценил эту актёрскую семью, что однажды сам приехал к ним на дачу. "А однажды из Елагина дворца Николай прибыл верхом (без сопровождения) на Крестовский остров, расспросил у лавочника путь к даче, где поселились Самойловы, и несколько минут, гарцуя на коне, беседовал с выбежавшими на балкон Софьей Васильевной и двумя её младшими дочерьми. Что же до лавочника, то это событие, похоже, стало главным в его жизни: ведь Государь разговаривал с ним с глазу на глаз! По свидетельству В.А.Крылова, «лавочник почувствовал себя маленькою знаменитостью, расписал себе новую вывеску и потом долго рассказывал встречному-поперечному о своем разговоре с царём» (там же). Поначалу Надежда Самойлова занимала роли амплуа инженю в водевилях. После смерти актрисы В.Н.Асенковой в 1841 году заменила её во многих спектаклях. Она конкурировала с Варварой Асенковой за роли и потому её обвиняют в травле Асенковой, распространении сплетен, что в итоге привело к болезни и ранней смерти Варвары Асенковой. «Главным действующим лицом в сплетнях вокруг Асенковой стала подруга её детства Надежда Самойлова, соперничавшая с Варенькой на сцене. А для той, с её истерически нервным характером, пересуды и злословие за спиной явились как нож острый… Когда Варвара Николаевна окончательно слегла, все роли перешли к сопернице». Евдокия Яковлевна Панаева (дочь артиста Александринского театра Я.Г.Брянского, жена писателя Ивана Ивановича Панаева, по второму мужу Головачева, с 1846 около 15 лет была гражданской женой Н.А.Некрасова) писала в своих мемуарах (А.Панаева Воспоминания. — Москва: «Захаров», 2002. — 448 страниц — ISBN 5-8159-0198-9): «Двух Самойловых и Асенкову мне пришлось видеть впоследствии на сцене. Надежда Васильевна Самойлова 2 и Варвара Николаевна Асенкова были на одном амплуа. Обе были хорошие водевильные актрисы. Гуляя девочками в саду и разговаривая между собой, они тогда, конечно, и не думали, что наступит время, когда между ними возникнет непримиримая вражда». Об этом периоде, в частности, рассказывает фильм «Зелёная карета». Современные критики особо подчеркивали способность актрисы к имитации и пародированию. Большая биографическая энциклопедия пишет о ней: «Исполнение отличалось острой характерностью. Наиболее ярко комедийное дарование проявилось в водевильных и комических ролях с переодеванием. Обладая также даром перевоплощения и имитации, с большим успехом копировала манеру пения итал. певицы Дж.Гризи, танцы Ф.Эльслер, а в водевиле „Бедовая девушка“ Н.Куликова пародировала франц. актрис Л.Вольнис и Ж.Арну-Плесси». Оперный репертуар: Варвара, 1-я исполнительница («Варвара, ярославская кружевница»), Анна Васильевна, 1-я исполнительница («Староста Борис, или Русский мужичок и французские мародеры»); Гиацинта («Черное домино, или Таинственная маска»); Жоржетта («Андорская долина»), Берта («Нюрнбергская кукла»). С огромным успехом пела на сцене московской Итальянской оперы (опера «Дочь полка»). Другие роли: Лиза («Лев Гурыч Синичкин» Ленского, 1840), Анета («Комедия с дядюшкой» П.И.Григорьева, 1841), Лелев («Гусарская стоянка» Орлова, 1844), Лизанька («Жених, чемодан и невеста» П.И.Григорьева, 1845), Олинька («Цыганка» Куликова, 1850), Капитанша («Бойкая барыня» Турбина, 1857), Вольская («Средство исправлять женщин» Куликова, 1859). В 1851 году вместе с М.С.Щепкиным выступила в «Любовной почте» и «Солдате-колдуне». Другие партнёры: Павел Петрович Булахов, Семен Степанович Гулак-Артемовский, Осип Афанасьевич Петров, ее брат Василий Васильевич Самойлов. Неоднократно пела под управлением К.Н.Лядова. Вышла замуж за офицера Макшеева, но по законам времени офицеры русской армии не могли официально жениться на актрисах императорских театров, поэтому, чтобы не мешать артистической карьере жены, офицер уволился в отставку. Оставила сцену в 1859 году, когда водевили, в которых она блистала, стали отходить, уступая сцену иным жанрам, в первую очередь нарождавшейся социальной комедии (пьесы А.Н.Островского). В конце жизни ее муж разорился и вскоре умер, оставив Надежду Васильевну вести весьма скромное существование на свою пенсию, положенную ей как актрисе императорских театров. Скончалась в Санкт-Петербурге 30 марта 1889 года.
Похоронена в Троицко-Сергиевской лавре возле могилы своих родителей.Надежда Васильевна Самойлова (по мужу - Макшеева)

известная драматическая и оперная актриса и певица (меццо-сопрано). Также известна как Самойлова 1-я. Поначалу Самойловой 1-й называлась её мать, а Надежда Васильевна называлась Самойлова 2-я, и многие старые артисты Александринки так и продолжали её называть, но «после ухода матери в отставку, с октября 1843 года, Надежда Васильевна значилась Самойловой 1-й, а [её сестра] Вера Васильевна — Самойловой 2-й. Так они и живут в истории русского театра» (цитируется по: Санкт-Петербургский театральный журнал, № 24, 2001, автор Татьяна Золотницкая). Принадлежала к знаменитой актёрской семье Самойловых. Дочь Василия Михайловича и Софьи Васильевны Самойловых, сестра Василия Васильевича, Веры Васильевны, Марии Васильевны Самойловых. Её племянники — известные артисты Санкт-Петербургского Александринского театра Николай Васильевич Самойлов 2-й и Павел Васильевич Самойлов, племянница — выдающаяся драматическая актриса Вера Аркадьевна Мичурина-Самойлова. Вместе с сестрами окончила пансион для благородных девиц госпожи Ферай. Пению обучалась в Санкт-Петербургском театральном училище у Ф.Даль-Окки. В 1838—1859 работала в Александринском театре, дебютировав в роли Веры — водевиль «Матушкина дочка» П.И.Григорьева. Одновременно выступала в операх и драматических постановках. Санкт-Петербургский театральный журнал, № 24, 2001, автор Татьяна Золотницкая: «Дом Самойловых, несмотря на строгий патриархальный уклад, был наполнен взаимной любовью, радостью и теплом. Но в 1839 году, когда Вере еще не минуло пятнадцати, в Финском заливе утонул отец. Жизнь семьи изменилась. Поток гостей, не прекращавшийся при хлебосольном Василии Михайловиче, иссяк. Да и Софья Васильевна, оставшись с дочерьми-девицами: старшей, Любовью, взявшей на себя ведение хозяйства, и младшими — Надей и Верой (другие дети жили своими домами), опасалась новых знакомств и нежелательных визитов. Переехали в квартиру поменьше. Вера и Надежда, уже актрисы, ещё долго жили в одной комнате, где, заткнув уши, учили роли». Современники рассказывают, что царь Николай I настолько ценил эту актёрскую семью, что однажды сам приехал к ним на дачу. "А однажды из Елагина дворца Николай прибыл верхом (без сопровождения) на Крестовский остров, расспросил у лавочника путь к даче, где поселились Самойловы, и несколько минут, гарцуя на коне, беседовал с выбежавшими на балкон Софьей Васильевной и двумя её младшими дочерьми. Что же до лавочника, то это событие, похоже, стало главным в его жизни: ведь Государь разговаривал с ним с глазу на глаз! По свидетельству В.А.Крылова, «лавочник почувствовал себя маленькою знаменитостью, расписал себе новую вывеску и потом долго рассказывал встречному-поперечному о своем разговоре с царём» (там же). Поначалу Надежда Самойлова занимала роли амплуа инженю в водевилях. После смерти актрисы В.Н.Асенковой в 1841 году заменила её во многих спектаклях. Она конкурировала с Варварой Асенковой за роли и потому её обвиняют в травле Асенковой, распространении сплетен, что в итоге привело к болезни и ранней смерти Варвары Асенковой. «Главным действующим лицом в сплетнях вокруг Асенковой стала подруга её детства Надежда Самойлова, соперничавшая с Варенькой на сцене. А для той, с её истерически нервным характером, пересуды и злословие за спиной явились как нож острый… Когда Варвара Николаевна окончательно слегла, все роли перешли к сопернице». Евдокия Яковлевна Панаева (дочь артиста Александринского театра Я.Г.Брянского, жена писателя Ивана Ивановича Панаева, по второму мужу Головачева, с 1846 около 15 лет была гражданской женой Н.А.Некрасова) писала в своих мемуарах (А.Панаева Воспоминания. — Москва: «Захаров», 2002. — 448 страниц — ISBN 5-8159-0198-9): «Двух Самойловых и Асенкову мне пришлось видеть впоследствии на сцене. Надежда Васильевна Самойлова 2 и Варвара Николаевна Асенкова были на одном амплуа. Обе были хорошие водевильные актрисы. Гуляя девочками в саду и разговаривая между собой, они тогда, конечно, и не думали, что наступит время, когда между ними возникнет непримиримая вражда». Об этом периоде, в частности, рассказывает фильм «Зелёная карета». Современные критики особо подчеркивали способность актрисы к имитации и пародированию. Большая биографическая энциклопедия пишет о ней: «Исполнение отличалось острой характерностью. Наиболее ярко комедийное дарование проявилось в водевильных и комических ролях с переодеванием. Обладая также даром перевоплощения и имитации, с большим успехом копировала манеру пения итал. певицы Дж.Гризи, танцы Ф.Эльслер, а в водевиле „Бедовая девушка“ Н.Куликова пародировала франц. актрис Л.Вольнис и Ж.Арну-Плесси». Оперный репертуар: Варвара, 1-я исполнительница («Варвара, ярославская кружевница»), Анна Васильевна, 1-я исполнительница («Староста Борис, или Русский мужичок и французские мародеры»); Гиацинта («Черное домино, или Таинственная маска»); Жоржетта («Андорская долина»), Берта («Нюрнбергская кукла»). С огромным успехом пела на сцене московской Итальянской оперы (опера «Дочь полка»). Другие роли: Лиза («Лев Гурыч Синичкин» Ленского, 1840), Анета («Комедия с дядюшкой» П.И.Григорьева, 1841), Лелев («Гусарская стоянка» Орлова, 1844), Лизанька («Жених, чемодан и невеста» П.И.Григорьева, 1845), Олинька («Цыганка» Куликова, 1850), Капитанша («Бойкая барыня» Турбина, 1857), Вольская («Средство исправлять женщин» Куликова, 1859). В 1851 году вместе с М.С.Щепкиным выступила в «Любовной почте» и «Солдате-колдуне». Другие партнёры: Павел Петрович Булахов, Семен Степанович Гулак-Артемовский, Осип Афанасьевич Петров, ее брат Василий Васильевич Самойлов. Неоднократно пела под управлением К.Н.Лядова. Вышла замуж за офицера Макшеева, но по законам времени офицеры русской армии не могли официально жениться на актрисах императорских театров, поэтому, чтобы не мешать артистической карьере жены, офицер уволился в отставку. Оставила сцену в 1859 году, когда водевили, в которых она блистала, стали отходить, уступая сцену иным жанрам, в первую очередь нарождавшейся социальной комедии (пьесы А.Н.Островского). В конце жизни ее муж разорился и вскоре умер, оставив Надежду Васильевну вести весьма скромное существование на свою пенсию, положенную ей как актрисе императорских театров. Скончалась в Санкт-Петербурге 30 марта 1889 года.
Похоронена в Троицко-Сергиевской лавре возле могилы своих родителей.

 

Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх