Досье личности

Ценность: 1 (5)

Симпатия: 1 (5)

дата обновления - 2014-10-17

просмотров - 4

САХУРА I

Имя латиницей: Sahure; Nebkhau

Пол: мужской

Дата рождения: реконструировано 00.00.2530 до н.э.

Дата смерти: реконструировано 00.00.2475 до н.э. Возраст (55)

Знак зодиака: Неизвестно

География: ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ.

Ключевые слова: власть, династия, политика, правитель, фараон.

Ключевой год: -2487

I САХУРА

египетский фараон, правил приблизительно в 2487-2475 гг. до н. э. из V династии. Его происхождение и родственные отношения лежат большей частью за гранью известности. Для их реконструкции часто поднимается предание более поздних времен. Так рассказ из папируса Весткар утверждает, что все три первых фараона V династии, а именно Сахура, его предшественник Усеркаф и его наследник Нефериркара Какаи были братьями-близнецами, рожденными женой жреца Ра из Гелиополя Реджедет. Последняя идентифицируется в большинстве случаев исследований с Хенткаус, которая считается «матерью-родоначальницей» V династии и в современных ей надписях названа «матерью двух царей Верхнего и Нижнего Египта». Она воспринимается в большинстве случаев как мать Сахура и Нефериркара Какаи. Подтверждением того, что Нефериркара был братом Сахура, кажется, является размещение его имени в рельефах заупокойного храма пирамиды Сахура. Родственные отношения с Усеркафом также до конца не выяснены. Усеркаф частично принимается как супруг Хенткаус и, таким образом, как возможный отец Сахура, частично, однако, как ее сын и таким образом брат Сахура. Возможно, существовало также родственное отношение к царице по имени Неферхетеп, которая, вероятно, идентична с одноименной дочерью Джедефра и была погребена в пирамиде, расположенной непосредственно рядом с пирамидальным комплексом Усеркафа. Так как Сахура, очевидно, производил работы по реставрации в ее поминальном храме, также принимался во внимание, что это она была его матерью, а не Хенткаус. Единственной известной супругой Сахура была Неферетханебти. Известны имена четырех сыновей фараона, это – Хоремсаф, Хакара, Нетджериренра и Небанхра, но происходят ли они от брака с Неферетханебти не выяснено. Как супруга, так и сыновья Сахура известны исключительно только по надписям в его заупокойном храме. Срок правления Сахура, в отличие от других властителей Древнего царства, можно указать более и менее точно, на основе сравнительно хорошего изложения источников. Он составляет примерно от 12 до 13 лет, на что указывают как современные источники, так и значительно позже возникшие тексты. Туринский папирус называет 12 лет правления Сахура. Правда, имя фараона в этом списке не сохранилось, а сохранились лишь года правления, которые следуют за именем Усеркафа с его 7-ю годами правления. Нужно отметить, что и имя Усеркафа сохранилось не полностью. Манефон называет его Сефресом и отводит ему 13 лет правления. Наиболее ранняя достоверная дата – «год после 6-го (или 7-го?) подсчета», под чем понимали подсчет по всей стране скота с целью взимания налогов. Однако проблема заключается в том, что эти подсчеты, проводившиеся обычно раз в два года, иногда проводились и каждый год. Хроника Палермского камня передает нам события 2-3, 5-6 и заключительного года правления Сахура. Указанные даты включают в себя 4 «года подсчета скота» и 3 «года после подсчета». Документ отмечает шесть (или семь) подсчетов рогатого скота, который подразумевает правление, по крайней мере, в течение 12 полных лет, если этот счет рогатого скота проводился один раз в два года, что характерно для V династии. Если предположить, что самой поздней датой правления Сахура является «год после 6-го подсчета» (а не «год после 7-го подсчета», как утверждает Уилкинсон), то это означает, что Сахура умер на 13-ом году своего правления и его правление составляло 13 лет 5 месяцев и 12 дней. Единственной большой проблемой является, указание Людвига Борхардта, который обнаружил пирамиду Сахура в начале XX в., на «12-й год подсчета», что означало бы удваивание лет правления Сахура. Однако Борхардт не отметил где помещалась эта надпись и не выполнил ни ее зарисовки ни ее фотографии. Возможно эта дата могла происходить от позднейших мероприятий реставрации или быть указанной посетителем храма при пирамиде. Важным документом рассказывающим о событиях правления Сахура, является Палермский камень. В нем говорится в основном о религиозной деятельности фараона, перечисляются земельные наделы и пожертвования для различных божеств, а также изготовление барок и статуй. Во главе управления землями стояли как минимум два визиря (чати): Сехемкара и Урбауба. Сехемкара был сыном фараона Хафра, и это наглядно показывает, что потомки IV династии ни сколько не утратили расположения фараонов V династии. Что касается Урбауба, то он, кажется, вообще происходил не из царского рода; Сахура, таким образом, продолжил начатую с начала V династии политику выдвигать на высокие государственные должности все больше незнатных людей. Проводил активную завоевательную политику в разных направлениях. Он вел большую войну с ливийцами, о которой рассказывают рельефы в его заупокойном храме. На этих рельефах изображены многочисленные захваченные в плен ливийские вожди, а также помещено изображение Аментит, богини запада, которая дает фараону власть над техену (ливийцами). На другом рельефе ливийский бог Аш приносит дары Сахура. Рядом помещены изображения пленников из ливийских племен бакет и ваш и говорится о захвате тысячных стад. Его преемники считали себя повелителями не только Египта, но и Ливии. При нем продолжалось развитие Египта как морской державы. Рельефы и изображения на том же самом храме говорят и о другом походе, который был предпринят на кораблях, видимо, в Финикию, на что указывают захваченные в качестве пленников типичные по внешности азиаты и, привезенные в качестве добычи, медведи. Еще дальше помещены изображения рядов иноземцев, названных общим именем сентиу. Между ними, мы видим представителей племени иунут и ментиу, живущих на Синайском полуострове, или в пустынных областях Нижней Нубии. О развитии торговых связей с Передней Азией может свидетельствовать сосуд с его именем найденный в Библе, а также трон с его надписью обнаруженный в городе Дорак в Малой Азии (правда, не исключено, что последний мог туда попасть позднее, в качестве многократных торговых обменов). Засвидетельствованы его действия и на южных рубежах Египта. Оттиски его печатей найдены в Бухене в Нубии. О двух его экспедициях свидетельствуют надписи: одна была направлена в диоритовые каменоломни к западу от Абу-Симбела, другая к золотым рудникам Вади ал-Гидами в восточной пустыне. Один из чиновников Сахура оставил надпись у первых порогов, что, несомненно, свидетельствует о походах в Нубию. Фараон совершил крупный поход на Синайский полуостров. На рельефах в Вади-Магкара он изображен дважды – в короне Верхнего Египта и в короне Нижнего Египта перед священным символом бога Упуаута, открывающего путь в завоеванные области Синайского полуострова. Далее мы видим его, поражающего коленопреклоненных пленников, а помещенная тут же надпись называет его «покорителем иноземных стран». От времени Сахура до нас дошли первые сведения о путешествии египтян в далекую страну Пунт, куда была направлена грандиозная морская экспедиция. Судя по официальной летописи Палермского камня, в последний год царствования Сахура из Пунта были привезены сказочные богатства: 80 000 мер мирры, 6000 весовых единиц сплава золота и серебра, а также 2600 стволов ценной древесины. Из трех грандиозных построек его времени до наших дней более или менее сохранилась и исследована археологами только его пирамида с окружающими храмами. Однако из надписей мы знаем, что он строил, как и его предшественник Усеркаф, солнечный храм. В архитектуре этих храмов было много нового; они строились по одному плану – обширный передний двор, к которому примыкали культовые постройки, имел внушительных размеров жертвенник, а в глубине возвышался обелиск. Скорее всего, этот обелиск выполнял функции главного святилища. Солнечный храм Сахура носил название «Излюбленное место Ра». Из указания Палермского камня можно сделать вывод, что Сахура распорядился о сооружении солнечного храма и снабжении его пожертвованиями, уже в начале своего правления. В дальнейшем, упоминания об этом солнечном храме сохранилось лишь в захоронениях пяти жрецов. В его современных деловых документах, например, папирусах Абусира или оттисках печатей, нет никаких упоминаний об этом храме, из чего можно сделать вывод, что он, видно, остался незаконченным. Еще Людвиг Борхардт в начале XX в. при своих раскопках пирамидального комплекса Ниусерра находил каменные блоки, помеченные названием солнечного храма Сахура, которые были использованы при строительстве южной части окружающей пирамиду стены. Это делает возможным предположить, что солнечный храм Сахура находился на том месте, где позднее Ниусерра распорядился соорудить свою пирамиду. Подтверждением этого могут также служить найденные между комплексом пирамиды Ниусерра и мастабы жреца Пташепсеса чехословацкими археологами в 1974 г. многочисленные фрагменты обелиска из красного гранита, первоначально покрытого медью и, вероятно, также позолоченного. Борхардт там же нашел также каменную платформу, которая могла служить постаментом для обелисков. Третье сооружение, о котором нам также известно только из надписей, носило название «Поднятие красоты Сахура до небес», но ни где располагалось данная постройка, ни даже о каком виде сооружения вообще идет речь, не возможно ничего сказать. Судя по тому, что мы знаем о нем по надписям на сосудах с маслом, обнаруженных в заупокойном храме Неферефра, возможно, что оно также располагалось в Абусире. Сахура построил несколько городов, известны даже названия некоторых из них; так, между прочим, на стенах святилища Исны один город назван Па-Сахура, то есть «Город Сахура». Пользовался большим почетом и в последующие периоды египетской истории. Для поддержания его загробного культа были выделены 22 земельных надела, сборы с которых шли на обеспечение снабжения его храмов пожертвованиями. Во времена Среднего царства фараон XII династии Сенусерт I распорядился установить в храме Карнака статую Сахура, которая была, вероятно, частью группы изображений умерших царей. Во время Нового царства фараоном XVIII династии Тутмосом III имя Сахура было помещено в, т. н. Карнакский царский список. В этом списке, в отличие от других списков фараонов, перечисляются не все цари, а только те, которым, по мнению Тутмоса III, следует приносить пожертвования. Как видно из сказанного ранее культ Сахура продолжал процветать и в Среднее и в Новое царства. В числе многочисленных памятников отреставрированных по всей стране во время XIX династии царевичем Хаэмуасом сына Рамсеса II была, как показывают надписи, и пирамида Сахура.

Медиа (1)

I САХУРА в фотографиях:

Связи (11)
Источники (2)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх