Досье личности

Ценность: 5,444 (18)

Симпатия: 5,444 (18)

дата обновления - 2016-12-12

просмотров - 11

РУБЕНС Питер Пауль

Имя латиницей: Rubens Peter Paul

Пол: мужской

Дата рождения: 28.06.1577

Место рождения: Зиген, Германия

Дата смерти: 30.05.1640 Возраст (62)

Место смерти: Антверпен, Голландия

Знак зодиака: Рак

По восточному: Бык

География: ИТАЛИЯ, НИДЕРЛАНДЫ.

Ключевые слова: графика, живопись, искусство, коллекционер, ЛИЧНОСТИ журнал, просветитель, рисунок, художник.

Ключевой год: 1611

Питер Пауль РУБЕНС

фламандский живописец, рисовальщик, глава фламандской школы живописи барокко. Его творчество – органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы. Хотя на всю Европу гремела слава его масштабных работ на мифологические и религиозные темы, он был также виртуозным мастером портрета и пейзажа. Его отец, Ян Рубенс, бывший в эпоху правления герцога Альбы старшиной города Антверпена, за свою приверженность идеям Реформации попал в опальные списки и был вынужден бежать за границу. Сначала он поселился в Кельне, где вступил в близкие отношения с Анной Саксонской, супругой Вильгельма Молчаливого. Эти отношения вскоре перешли в любовную связь и нежелательную беременность, которая оказалась достоянием общественности. Яна посадили в тюрьму, откуда он был выпущен только после долгих просьб и жалоб своей жены, Марии Пейпелинкс и отправлен в ссылку. Местом ссылки ему был назначен небольшой городок Нассауского герцогства, Зиген, в котором он и прожил со своей семьей с 1573 по 1578 гг., и где, вероятно, 28 июня 1577 г., родился будущий великий живописец. Детство художника протекло сначала в Зигене, а потом в Кельне, и лишь в 1587 г., после смерти Яна Рубенса, его семья получила возможность возвратиться на родину, в Антверпен. Общее образование получил в иезуитской коллегии, после чего служил пажом у графини де Лялен. Занятиям живописью стал предаваться очень рано. Его учителями по ее части были Тобиас Вергагт, Адам ван Ноорт и Отто ван-Вэн, работавшие под влиянием итальянского Возрождения и сумевшие, особенно Отто ван-Вэн, вселить в молодого художника любовь ко всему античному. В 1598 г. был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию Святого Луки, а в 1600 г., по установившемуся издавна обычаю нидерландских живописцев, отправился заканчивать свое художественное образование в Италию. В 1601 г. он состоял при дворе мантуанского герцога Винченцо Гонзаги, у которого и оставался на службе в течение всего своего пребывания в Италии. По поручению герцога он посетил Рим и изучал там итальянских мастеров, после чего, прожив некоторое время в Мантуе, был послан с дипломатическим поручением в Испанию, где внимательно осмотрел собрание Прадо. Его деликатное обхождение с мадридским двором и известным своей темпераментностью мантуанским посланником произвело благоприятное впечатление на герцога Винченцо. Во время пребывания в Мантуе курировал местную картинную галерею, пополняя ее портретами придворных красавиц, и выполнил три крупных холста на религиозные темы для иезуитской церкви в Мантуе. Слава о нем перешагнула скоро пределы Мантуанского герцогства: иезуиты попросили его написать полотно на сюжет «Обрезания» для церкви Сант-Амброджио в Генуе. Судя по копиям, сделанным Рубенсом с картин Тициана, Тинторетто, Корреджо, Леонардо да Винчи и других выдающихся мастеров предыдущего столетия, можно предполагать, что в эту пору он побывал во всех наиболее важных художественных центрах Италии с целью изучения произведений итальянской живописи эпохи Возрождения. В 1605 г. брат Рубенса, будучи учеником гуманиста Липсия, занял место библиотекаря при ватиканском кардинале Асканио Колонна и пригласил молодого художника в Рим. После двух лет изучения классических древностей в компании брата Рубенс (летом 1607) был вызван для исполнения портретов генуэзской аристократии на Ривьеру. Там он свел знакомство с Якопо Серра, генуэзским банкиром, кредитовавшим папу римского. Благодаря его помощи Рубенс получил завидный заказ на алтарь для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла в Риме. Одновременно он работал над алтарем для монастыря ораторианского ордена в Фермо. Появление заказов на работу в Риме, который тогда был меккой для всех европейских художников, позволило ему разорвать свои обязательства по отношению к провинциальному мантуанскому двору. (Сыграли свою роль и хронические задержки с выплатой жалованья.) В октябре 1608 г. он получил письмо от брата из Антверпена о том, что их мать находится на смертном одре. Он поспешил на север, но уже не застал ее в живых. Возвращение в Антверпен молодого, но уже известного в Италии художника заставило искать его услуг многих состоятельных бюргеров, клерикальные круги и наместников испанских Габсбургов. Не порывал он и связей с могущественным орденом иезуитов. Принял участие в проектировании орденом антверпенской церкви св. Карла Борромея и практически единолично отвечал за ее внутреннее убранство; впрочем, в подготовке эскизов плафона ему помогал Антонис ван Дейк – самый талантливый из его многочисленных учеников. Венцом его сотрудничества с церковью стали грандиозные алтарные картины «Водружение креста» (1610) для церкви Святой Вальбурги и «Снятие с креста» (1611-14) для городского собора Антверпена. В октябре 1609 г. Рубенс сочетался браком с Изабеллой Брант, дочерью известного гуманиста Яна Бранта. В последующее десятилетие он достиг в Европе славы, с которой из художников предыдущих эпох мог сравниться только Тициан. Зиждилась она как на религиозных полотнах, для которых он выбирал самые драматичные эпизоды библейской истории («Страшный суд» из Старой пинакотеки и «Распятие» из Брюссельского музея изящных искусств), так и на брызжущих безудержной энергией, сочных по палитре, бесстыдных по эротизму сценах из античной мифологии (в Старой пинакотеке – «Битва греков с амазонками» и «Похищение дочерей Левкиппа»). Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых – такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс. В 1620-е гг. произведения мастерской Рубенса наводнили не только Испанские Нидерланды, но и всю Европу. Можно предположить, что для холстов большого размера сам мастер выполнял только первоначальный эскиз композиции и наносил краски на те участки, которые требовали особой проработки. Зачастую он представлял клиентам миниатюрный гризайльный эскиз будущего холста и, получив их одобрение, доверял его исполнение подмастерьям. В 1621 г. фламандская регентша Изабелла Испанская сделала его своим советником по вопросу продления перемирия с Голландской республикой. С этого времени фламандский живописец, который отличался обходительностью, был начитан, знал шесть языков и состоял в переписке со многими коронованными особами (его называли «королем художников и художником королей»), становится ценным приобретением для дипломатии испанских Габсбургов. В 1622 г. его вызвала в Париж наслышанная о его славе вдовствующая королева Мария Медичи; ему было поручено заполнить картинами из ее жизни два длинных перехода в новопостроенном Люксембургском дворце. Над исполнением этого заказа он работал в Антверпене два года. В 1625 г. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр). Он получил заказ на такую же серию из жизни ее супруга Генриха IV, но этот проект так и остался неосуществленным. В 1628 г. король Филипп IV пригласил художника в Мадрид, где тот получил возможность лицезреть богатейшее собрание произведений своего кумира, Тициана, а также копировать их. В 1629 г. ему было поручено отправиться в Лондон для проведения мирных переговоров с Карлом I, что и было исполнено с блеском. Во время пребывания в английской столице Рубенс покрыл потолок выстроенного Иниго Джонсом зала банкетов Уайтхолльского дворца аллегориями из жизни отца монарха, Якова I. За эти заслуги король возвел художника в рыцари, а Кембриджский университет произвел его в почетные доктора. Во время своих странствий Рубенс овдовел. По возвращении в родной Антверпен в 1630 г. он взял в жены 16-летнюю дочь друга, Елену Фурман. В последнее десятилетие жизни она становится излюбленным предметом его портретов, среди которых выделяется своей игривостью «Шубка» (1638, Музей истории искусств). Мы узнаем ее черты в «Саду любви» (1634), в «Трех грациях» (1638) и в «Суде Париса» (1639). Гораздо чаще, чем раньше, позднего Рубенса влекут пейзажи. Такие брейгелевские пейзажи, как «Пейзаж с радугой» (1636) и «Замок Стен» (1637), обязаны своим появлением приобретению Рубенсом в 1635 г. брабантского поместья Элевейт неподалеку от Мехелена. Средства на покупку доставил полученный от испанского короля заказ на 120 иллюстраций к текстам классических авторов, преимущественно Овидия. Жизнь в сельской местности приблизила художника не только к природе, но и крестьянам. В таких вещах, как «Кермеса» (1638), он пытается превзойти Брейгеля в изображении разудалой стихии народного праздника. Работать ему с каждым годом становилось все труднее из-за прогрессирующей подагры. В 1640 г. художника не стало. Художника похоронили в церкви св. Йакова в Антверпене. В его антверпенском доме после реставрации был открыт (в 1947) музей.

Медиа (3)

Питер Пауль РУБЕНС в журнале «Личности»:

ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС: СОБСТВЕННОЙ РУКОЙ

Личности 54/2013
Биографы-современники в разных концах Европы называли его Пьетро Паоло или Педро Пабло, Пьер Поль или просто Фламандец; Петер Паувел Рюббенс если писали на его родном наречии, либо Петр Павел Рубений на благородной латыни. Но все сходились в одном: богатство, уважение и славу этот человек заработал сам собственными талантом, трудом и кистью. У каждого свой дар, написал как-то он сам, мой талант таков, что, как бы непомерна ни была работа по количеству и разнообразию сюжетов, она еще ни разу не превысила моего мужества В начале семидесятых годов XVI века антверпенский синдик… Читать далее

Питер Пауль РУБЕНС в книгах:

Питер Пауль РУБЕНС в фотографиях:

Связи (56)
Источники (12)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх