Досье личности

Ценность: 1.833 (6)

Симпатия: 2 (6)

дата обновления - 2007-12-11

просмотров - 2

ПРЕТОРИУС Михаэль

Другое имя: Шультхайс Михаэль – наст. фам.

Имя латиницей: Praetorius Michael; Schulz Michael; Schulte Michael

Пол: мужской

Дата рождения: реконструировано 00.00.1570

Место рождения: Крейцбург, около Эйзенаха, Германия

Дата смерти: 15.02.1621 Возраст (51)

Место смерти: Вольфенбюттель, Германия

По восточному: Лошадь

География: ГЕРМАНИЯ.

Ключевые слова: знание, искусство, композитор, музыка.

Ключевой год: 1604

Михаэль ПРЕТОРИУС

немецкий композитор и музыкальный теоретик. С 1594 г. жил в Вольфенбюттеле (с 1604 г. придворный капельмейстер). Ввел в немецкую церковную музыку хоровой концерт и первый из немцев применил генерал-бас. Среди многочисленных вокально-оркестровых произведений (в т. ч. для 2-4 хоров с оркестром и органом) – собрание песнопений в различных формах «Сионские музы» (9 тетрадей, 1605-1610), «Полигимния…» (1619); среди инструментальных сочинений – «Терпсихора» (многоголосная обработка 312 французских танцевальных мелодий, 1612), токкаты и т. д. Крупное значение имеет его энциклопедический научный труд «Syntagma musicum» (3 тт., 1614-1620).
Связи (3)
Источники (2)
  • Б. С. Штейнпресс. Энциклопедический музыкальный словарь. - Москва, Советская энциклопедия, 1966
  • http://ru68guit.km.ru
Факты (1)

21.02.2011 Мартыненко Ольга

ПРЕТОРИУС Михаэль Praetorius Michael 15.2.1571, Крейцбург 15.2.1621, Вольфенбюттель Настоящая фамилия Шультхайс или Шульц (Schultheiß, Schulz) немецкий композитор, органист и музыкальный теоретик. Вырос в семье потомственных музыкантов. Образование он получил в латинской школе, после окончания, которой изучал философию и теологию во Франкфуртском университете. Впоследствии служил придворным композитором и органистом в Брауншвейге (где одновременно исполнял обязанности секретаря герцога), Дрездене, Магдебурге, Вольфенбюттене. В своем творчестве был тесно связан с стилем, формами и жанрами, идущими от итальянской музыки. Он первым ввел в практику немецкой музыки форму хорового концерта и первым среди немецких композиторов стал применять технику генерал-баса. Приверженец венецианской хоровой школы, он пропагандировал ее достижения и как активный музыкальный деятель — инициатор и организатор своего рода музыкальных представлений, и как педагог. Автор многочисленных музыкальных сочинений. В 1605-1610 гг. он опубликовал девять сборников духовных песен под названием “Сионские музы” - "Musae Sionae" (Tl 1-9, Regensburg - [u.a.], 1605 - 10). В 1619 г. были опубликованы сборники “Полигимния”, “Песни мира и радости”. Его перу принадлежат также церковные и светские произведения для хора, инструментальные пьесы, токкаты, канцонеты для инструментальных ансамблей. Сотрудничал с Х.Л. Хаслером, Г.Шютцем, С. Шейдтом. Образованнейший музыкант своего времени, Преториус создал энциклопедический труд по истории и теории музыки “Sintagma Musicum” (1616-1620), отличающийся универсальной широтой проблематики, 1-й том (на лат. яз.) освещает общие вопросы музыкального искусства, 2-й и 3-й (на нем. яз.) посвящены описанию и классификации музыкальных инструментов, рассмотрению современных композитору жанров и форм, вопросам теории музыки и исполнительства. По сей день многочисленные таблицы Преториуса и изображения инструментов, помещенные в его работах, служат незаменимым источником знаний об инструментарии ушедшей эпохи. Трехтомный труд Преториуса — основной свод сведений о музыке XVI—XVII вв. и одновременно одна из первых значительных работ, заложивших основы подлинно научной истории музыки. Список литературы Музыкальный энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1990. Булучевский Ю., Фомин В. Старинная музыка /словарь-справочник. Л., Музыка, 1974. Josef Powrozniak "Gitarren-Lexikon". Verlag Neue Musik, Berlin 1988. 

Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх