Досье личности

Ценность: 2 (6)

Симпатия: 2 (6)

дата обновления - 2012-06-12

просмотров - 3

ПРАКСИТЕЛЬ

Имя латиницей: Praxiteles

Пол: мужской

Дата рождения: реконструировано 00.00.390 до н.э.

Дата смерти: реконструировано 00.00.330 до н.э. Возраст (60)

География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ.

Ключевые слова: искусство, скульптор.

Ключевой год:

ПРАКСИТЕЛЬ

древнегреческий скульптор, главный представитель новоаттической школы пластики, по всей вероятности сын ваятеля Кефисодота. Родился в начале IV до н. э. Его произведения, в противоположность работам афинских скульпторов эпохи Перикла, полных спокойствия и величия, отличались характером чувственности и, как большая часть скульптур того времени, были исполнены из мрамора – материала, более пригодного для задач новоаттической школы, чем бронза и слоновая кость. Он был художником в высшей степени плодовитым и разнообразным. Античные писатели насчитывают до пятидесяти статуй его работы, и притом, весьма различных по содержанию. Наибольшею славою пользовалась Афродита, изваянная им для города Книда; предание гласит, что натурщицею для нее служила художнику знаменитая афинская гетера Фрина. По отзыву древних, эта статуя представляла собою идеал красоты и отличалась благородством, изяществом, страстною и в то же время девственною грациею. Наиболее точное понятие об этом произведении можно составить себе по дошедшем до нас изображении его на книдской монете: Афродита изображена совершенно нагою, правою рукою стыдливо прикрывающей себе лоно, а левою опускающей покрывало на вазу, стоящую у ее ног. Из многочисленных повторений и копий книдской Афродиты ближе всего передает фигуру и позу богини – Афродита мюнхенского музея, хотя в этой статуе далеко нет тех совершенств ее оригинала, о которых свидетельствуют древние авторы. Кроме книдской Афродиты, из под резца Праксителя вышли Афродиты: косская, феспийская, александрийская и карийская. По свойственному этому художнику стремлению изображать нежное юношеское тело, одухотворенное любовною страстью, почти все его работы олицетворяют такие божества, в которых это чувство могло быть выдвинуто на первый план. Так, ему принадлежат многочисленные эроты, нимфы, фавны и сатиры. Изображая последних, он удалился от древней традиции, представлявшей их в виде полу животных. Например, его «Фавн», насколько можно судить о нем по копии капитолийского музея, вовсе не походил на получеловека полукозла, каким изображало его древнее искусство; у Праксителя это грациозный, мечтательный юноша, с нежными и мягкими формами, прелестный, идеально красивый. Далее, известна по копии, хранящейся в вилле Альбано, статуя скульптора, изображавшая Аполлона Савроктона, в виде юноши, грациозно изогнувшегося и прицеливающегося стрелою в ящерицу, ползущую по стволу дерева. Наконец, до нашего времени дошло его несомненно оригинальное произведение – знаменитый Гермес. Эта статуя, о которой мы знали из слов Павзания, была найдена в 1877 г., при раскопках развалин храма Геры, в Олимпии. К сожалению, Гермес оказался сильно поврежденным: правая рука и обе ноги до колен исчезли; младенец Дионис, которого держит Гермес; лишился головы и левой руки. При всем том, это произведение дает весьма ясное представление о стиле гениального мастера. Божество изображено в виде идеально прекрасного юноши, без обычных его атрибутов – крылатой шапки и жезла. Гермес стоит, облокотившись на древесный ствол, и задумчиво смотрит вдаль; посадив на левую, обвитую плащом, руку – малютку Диониса, он манит его каким-то предметом, который держал в другой руке – по всей вероятности, кистью винограда. В техническом отношении, статуя эта – верх совершенства; такой удивительно жизненной моделировки человеческого тела, такой тонкой трактовки волос и материи мы не видим ни в одном из других произведений греческой пластики. Возможно, что оригинальным произведением Праксителя следует также признать женскую головку, находящуюся в собрании лорда Ликонфильда, в Петворте, в Англии.

Связи (7)
Источники (7)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх