Досье личности

Ценность: 1 (5)

Симпатия: 1 (5)

дата обновления - 2012-06-12

просмотров - 3

ПОЛИКЛЕТ Старший

Другое имя: Поликлет из Аргоса

Имя латиницей: Polykleitos; Polyklitos; Polycleitus; Polyclitus

Пол: мужской

Дата рождения: реконструировано 00.00.480 до н.э.

Дата смерти: реконструировано 00.00.420 до н.э. Возраст (60)

По восточному: Обезьяна

География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ.

Ключевые слова: искусство, скульптор.

Ключевой год:

Старший ПОЛИКЛЕТ

древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работавший в Аргосе во 2-й половине V в. до н. э. Наряду с Фидием один из двух лучших мастеров греческой скульптуры эпохи классики. Любил изображать атлетов в состоянии покоя, специализировался на изображении спортсменов, олимпийских победителей. Как пишет Плиний, он первым додумался придавать фигурам такую постановку, чтобы они опирались на нижнюю часть лишь одной ноги. Поликлет умел показывать человеческое тело в состоянии равновесия – человеческая фигура в покое или медленном шаге кажется естественной благодаря тому, что горизонтальные оси не параллельны. Его самое знаменитое произведение – Дорифор (Копьеносец, 450-440 гг. до н. э.). Считалось, что фигура создана на основе положений пифагореизма, поэтому в древности статую Дорифора часто называли «каноном Поликлета», тем более что «Каноном» назывался его несохранившийся трактат по эстетике. Здесь в основе ритмической композиции лежит принцип перекрестной неравномерности движения тела (правая сторона, то есть опорная нога и опущенная вдоль тела рука, статичны и напряжены, левая, то есть оставшаяся сзади нога и рука с копьем, расслаблены, но в движении). Формы этой статуи повторяются в большинстве произведений скульптора и его школы. Расстояние от подбородка до темени в статуях Поликлета равняется одной седьмой от высоты тела, расстояние от глаз до подбородка – одной шестнадцатой, высота лица – одной десятой. В своем «Каноне» Поликлет уделял большое внимание пифагорейской теории золотого деления (вся длина так относится к большей части, как большая к меньшей). Например, весь рост «Дорифора» относится к расстоянию от пола до пупка, как это последнее расстояние – к расстоянию от пупка до темени. При этом скульптор отказывался от золотого деления, если оно противоречило естественным параметрам человеческого тела. В трактате воплощаются также теоретические идеи о перекрещенном распределении напряжения в руках и ногах. «Дорифор» – ранний пример классического контрапоста (от итал. contrapposto – противоположность), приема изображения, при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части. Иногда эту статую также называли «Канон Поликлета», даже предполагали, что Поликлет исполнил статую для того, чтобы другие пользовались ею как образцом.

Медиа (4)

Старший ПОЛИКЛЕТ в фотографиях:

Связи (6)
Источники (5)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх