Досье личности

Ценность: 3.143 (7)

Симпатия: 3 (7)

дата обновления - 2012-11-26

просмотров - 4

ПАНЕТИЙ Родосский

Другое имя: Панэтий; Панеций

Имя латиницей: Panaetio

Пол: мужской

Дата рождения: приблизительно 00.00.180 до н.э.

Место рождения: Линдос, остров Родос, Древняя Греция

Дата смерти: 00.00.120 до н.э. Возраст (60)

Место смерти: Афины, Древняя Греция

По восточному: Обезьяна

География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ.

Ключевые слова: знание, наука, основатель, философ.

Ключевой год: -140

Родосский ПАНЕТИЙ

древнегреческий философ, реформатор стоицизма, основатель учения т. н. Средней Стои. Учился, вероятно, у Диогена Вавилонского и Антипатра из Тарса, после которого возглавил стоическую школу (ок. 129 г. до н. э.). Некоторое время жил в Риме, где поддерживал отношения со Сципионом Эмилианом и историком Полибием. Помимо философии занимался, по-видимому, историей и географией. Наиболее известные ученики – Дионисий Киренский, Гекатон Родосский, Посидоний из Апамеи. Сочинения – 1) «О промысле», 2) «О надлежащем» в 3 кн., 3) «О [философских] направлениях», 4) «О Сократе», 5) «О благодушии», 6) Письмо к Туберону; остальные названия утрачены – сохранились в незначительном количестве аутентичных фрагментов (всего ок. 70), что крайне затрудняет реконструкцию учения Панеция. Программной целью Панеция было, по-видимому, создание синтетической философии путем обогащения стоической доктрины элементами платонизма (а также перипатетических и другие учений). Специальные занятия историей философии («О [философских] направлениях», «О Сократе») привели его к убеждению, что подлинной философией является учение Сократа-Платона. Прокл считает его платоником. Теорией познания (как и логикой) он, видимо, специально не занимался. Его физическая доктрина излагалась, вероятно, в трактате синтетического характера «О промысле». Как и Боэт Сидонский, решительно отрицал учение о «воспламенении». Космос вечен. Сомневался в мантике, хотя и не отрицал ее открыто. На основе косвенных данных можно предположить, что промыслу в космологии Панецию отводилось выдающееся место. Провиденциально гарантированное совершенство космоса должно свидетельствовать в т. ч. и о том, что человек как носитель разума – венец творения. Человек – безусловно важнейшая часть интересов Панеция, который может быть назван вторым (после Хрисиппа) реформатором стоической антропологии. Душа состоит из 6 частей вместо обычных 8. Речевая способность есть «часть влечения», т. е. приравнивается к простой функции «ведущего начала»; способность продолжения рода есть функция низшей «природы», а не разумной души в собственном смысле слова. Уже здесь намечен дуализм «природа»/разум. Но и сама душа двойственна. В отличие от Хрисиппа, считал, что аффективная сторона души существует в ней самостоятельно наряду с разумной, но не как функция последней. Часть души – импульс, часть – разум. Душа смертна: в этом одном, по словам Цицерона, Панеций разошелся с Платоном. Однако, он допустил только психологический дуализм, но не дуализм метафизический, дуализм идеи и материи, – ибо такой дуализм совершенно разрушил бы все здание стоической догматики. Трансформация психологии привела его к серьезным новациям в этике («О надлежащем»). Формула конечной цели «жизнь согласно побуждениям, данным природой» подразумевала включение в понятие блага «природных» ценностей – здоровья, красоты и т. п., – что открывало путь для смягчения первоначального ригоризма стоической этики. То, чего природа требует от человека, разумно, а потому нравственно прекрасно. 4 основных природных влечения – к познанию мира, к общению с другими людьми, к возвышению собственной души (к главенству) и к упорядочению жизни – развиваются в добродетели и одновременно служат основой «надлежащего». Совокупность этих влечений передается понятиями «нравственно-прекрасное» или «подобающее», акцентирующими момент разумно-природного и к тому же эстетически упорядоченного долженствования: все, что «нравственно прекрасно», «подобает». «Нравственно прекрасное» тождественно добродетели «вообще», а в каждой отдельной добродетели проявляется сообразно ее виду. Таким образом, впервые в истории стоической догматики 4 традиционные добродетели (лишь мужество заменено «величием души») непосредственно выводятся из «первичного по природе», а «надлежащее» приравнивается к добродетели как ее практическое воплощение. «Безразличное» возвышается до блага, без которого невозможно счастье – этим реформируется одно из важнейших положений этики и открывается путь (хотя и не пройденный до конца) для синтетического соединения благополучия и добродетели в счастье. Смысл и принципы применимости добродетелей должны были, далее, получить корректировку с учетом новой психологии и нового понимания «безразличного». Вряд ли Панеций совершенно отрицал «апатию», как утверждает Авл Геллий, но очевидно, что он не мог сохранить это понятие в прежнем его виде. Быть может, Панеция привлекал идеал метриопатии; но больше оснований полагать, что он переосмыслил раннестоическую концепцию «благострастия», которое, в соответствии со своей программой, превратил в гармоническое сочетание разума и аффектов, оформленное к тому же пластически, – в некое выразительное единство принципов и поведения, внутреннего ( «величие души») и внешнего достоинства. Образ мудреца для Панеция был, вероятно, лишь необходимой по методологическим соображениям абстракцией. К идеалу нужно стремиться, и само стремление, а значит, и продвижение обладает ценностью. Определенных высказываний на эту тему, правда, почти нет, но косвенные данные делают такой вывод почти несомненным. Вершина «продвижения» (реально достижимая) представима в синтетической добродетели «величия души», связывающей этику Панеция с его политической программой в одно этико-политическое целое. «Величие души» есть соединение справедливости и мужества, воплощенное в совершенном государственном деятеле, вроде Сципиона. (Трактат «О надлежащем» был написан с учетом римских ценностей и римской политической культуры, а сочинение «О благодушии» было, видимо, рассчитано на «продвигающихся»). Властвовать достоин только нравственный человек. Государство – средство для достижения такого состояния, нравствственная институция, корни которой уходят в первичные влечения. Вероятно, не без влияния Панеция в кружке Сципиона стал оформляться тот круг ценностей, смысл которых Цицерон позже выразил в понятии «humаniтаs»: человек есть тем более человек, чем совершеннее его способности, чем ближе подошел он к тому, что в Новой Европе называлось «гениальностью», оформленной к тому же как риторическое совершенство, как благовоспитанность и общая «цивилизованность». Таким образом, в соответствии со своей программой Панеций пытался переосмыслить почти все (за исключением логики) основные разделы стоической доктрины, оказав значительное влияние на Цицерона и всю Позднюю Стою.

Связи (19)
Источники (6)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх