Досье личности

Ценность: 1,333 (12)

Симпатия: 1,333 (12)

дата обновления - 2017-08-07

просмотров - 2

ОУЯН Сю

Другое имя: Юн-шу; Вэнь-чжун – посмертное имя; Цзуйвэн, Люи-цзюйши – псевдонимы

Имя латиницей: Ouyang Xiu; Yongshu; Wenzhong

Пол: мужской

Дата рождения: 06.08.1007

Место рождения: уезд Лулин, ныне провинция Сычуань, Китай

Дата смерти: 08.09.1072 Возраст (65)

Место смерти: Инчжоу, ныне провинция Аньхой, Китай

Знак зодиака: Лев

По восточному: Коза

География: ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ, КИТАЙ.

Ключевые слова: власть, знание, историк, литература, наука, писатель, политика, поэт, реформатор, сирота.

Ключевой год: 1054

ОУЯН Сю

китайский государственный и политический деятель, писатель, поэт, литератор и историк. Дальний родственник Ван Аньши. В раннем возрасте потерял отца. Руководила начальным образованием будущего литератора мать. Особенное впечатление на него произвели сочинения танского мыслителя и поэта Хань Юя, ставшие для него эталоном. В 1023 г. потерпел неудачу на областном экзамене из-за того, что его сочинение не содержало должного соответствия правилам рифм. Прошел областной экзамен и был рекомендован Министерству церемоний для сдачи столичного экзамена (1027), однако в первый раз не выдержал и его. Весной 1029 г., по рекомендации Сюй Яня, прибыл в столицу для сдачи экзамена, занял первое место. После чего был зачислен в училище «Гуанвэнъгуанъ», где занимался до осени. На последующих экзаменах занял первое место в Госюэ и в Министерстве церемоний. С марта 1031 г. – чиновник по расследованиям и наказаниям (туйгуанъ) в Лояне. Служил вместе с поэтами Инь Чжу и Мэй Яочэнем. Целыми днями они слагали стихи и рассуждали о литературе в «старом стиле» (гу-вэнь). В 1034 г. вернулся в Кайфэн и по рекомендации его начальника Ван Шу получил место в Палате сюэшиюань (Палате ученых-сюэши) и почетное звание сюанъдэлана (присваивалось гражданским чиновникам седьмого ранга второго класса). Затем появилась возможность поработать сверщиком текстов в Императорском книгохранилище, где стал готовить каталог книг из сборников «Чунвэньюань». Оказавшись при дворе, немедленно включился в политическую борьбу. Поддерживал Фань Чжунъяня в его борьбе с протекционизмом и выступал против назначения на должности за счет личных связей. Из-за этого оказался в опале вместе с прочими приверженцами «партии» Фань Чжунъяня. После чего написал сочинение «Рассуждение о придворных кликах», где он настаивал на том, что «благородные мужи объединяются в партии на основе единого дао-пути, а низкие люди – по принципу личной выгоды». Также будучи в опале, по личной инициативе составил «Синь У-дай ши» («Новая история Пяти династий»), отличающуюся от предыдущих исторических сочинений такого характера тем, что в ней фигурируют лица, названные бескомпромиссным автором бунтовщиками и изменниками. В 1040 г. был возвращен на прежнюю должность, а также в свиту наследника престола. Продолжил работу над каталогом, который закончил в 1041 г. После подал прошение о переводе в провинцию и в 1042 г. получил назначение в Хуачжоу. Весной 1043 г. был возвращен в столицу и назначен главной Цензоров. Вместе с Фань Чжунъянем руководил реформами предвосхитившими реформы Ван Аньши. Однако реформы потерпели крах, а их сторонники большей частью были удалены от двора. Поэт был также обвинен в кровосмесительной связи с юной племянницей, жившей в его доме с детских лет, затем это обвинение было изменено на «растрату приданого племянницы». Обвинение не получило никакого подтверждения, но поэт был отправлен в отставку и сослан в провинцию. Там же создал свой бессмертный литературный шедевр – «Цзуйвэн тин цзи» («Записки о беседке старого бражника»). В 1050 г. смог вернуться в столицу, но через несколько лет в знак траура по скончавшейся матери удалился со всех постов.

С 1054 г. – придворный историограф. Параллельно получал почетные придворные должности, в ч. к. были наставник наследника престола и великий муж-увещеватель, а также вошел в состав императорской Академии Ханълинь. В 1056 г. – глава столичной экзаменационной комиссии, а на следующий год – правитель Кайфэна. В 1060 г. завершил составление «Синь Тан шу» («Новая история династии Тан»), за что император пожаловал ему титул Кайго-гуна и назначил на должность помощника главы Шумиюанъ. В начале 1060-х гг. занимал ряд должностей самого высокого уровня, однако стал жертвой придворных интриг. Был обвинен в тайной связи с женой сына. Не смог оправдать себя и отправился в провинцию на должность начальника области Бочжоу (ныне провинция Аньхуэй). В 1074 г. ему было присвоено посмертное имя Вэнь-чжун («просвещенный и верный»), а затем на протяжении многих лет он посмертно получал почетные должности главнокомандующего (тайвэй), наставника императора (тайши), а также титулы княжеского достоинства – Канго-гун (1085), Чунго-гун (1096), Циньго-гун (1104), Чуго-гун (1113).

Представитель классической прозы, входящий в число «восьми великих мастеров эпох Тан и Сун» (VII-ХIII вв.). Выступил против формалистического «параллельного стиля», господствовавшего в прозе, призывал учиться ясности и содержательности на древних образцах. Оставил сочинения едва ли не во всех жанрах «высокой литературы»: в исторической, дидактической, описательной и философской прозе (жанр фу и др.), а также поэзии (ши и цы). Создал жанр шихуа (суждения о стихах), получивший распространение позднее. Автор остросоциального стихотворения «О тех, кто ест барду». Его прозаическая миниатюра «Надгробное слово о Ши Мань-цине» и фу «Голос осени» стали хрестоматийными. Его стиль, лаконичный, прозрачный, предельно отточенный, считается образцовым. В «Новой истории династии Тан» и «Исторических записок о пяти династиях» выдвинул принципы исторической законности и этической природы политической власти, трактуемые им в феодально-конфуцианском духе. Автор труда «Собрание древних надписей с пояснениями», в котором приведены и прокомментированы сотни надписей на металле и камне из числа сделанных на протяжении 2 тысячелетий на сосудах, колоколах, на стенах, могильных плитах, во дворцах и храмах.

Связи (10)
Источники (5)
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
  • Большая советская энциклопедия. 3-е издание
  • www.synologia.ru
  • ru.wikipedia.org
  • С. Л. Тихвинский «История Китая с древнейших времен до начала XXI в.», 2016
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх