Досье личности

Ценность: 4.545 (11)

Симпатия: 4.636 (11)

дата обновления - 2007-05-21

просмотров - 8

ОЛЕША Юрий Карлович

Имя латиницей: Olesha Yurij Karlovich

Пол: мужской

Дата рождения: 03.03.1899

Место рождения: Елизаветград, Украина

Дата смерти: 10.05.1960 Возраст (61)

Место смерти: Москва, Россия

Знак зодиака: Рыбы

По восточному: Свинья

География: РОССИЯ, СССР, УКРАИНА.

Ключевые слова: детство, литература, писатель.

Ключевой год: 1924

Юрий Карлович ОЛЕША

российский писатель. В 1902 г. его семья переехала в Одессу. Насыщенная культурная жизнь города способствовала воспитанию будущего писателя. Еще учась в гимназии, начал писать стихи. Стихотворение «Кларимонда» (1915) было опубликовано в газете «Южный вестник». По окончании гимназии в 1917 г. поступил в университет, где в течение двух лет изучал юриспруденцию. В Одессе он вместе с В. Катаевым, Э. Багрицким, И. Ильфом образовал группу «Коллектив поэтов», а также был одним из самых активных сотрудников «Бюро украинской печати». В годы Гражданской войны оставался в Одессе. В 1921 г. уехал из Одессы в Харьков, где работал журналистом и печатал стихи в периодической печати. В 1922 г. его родители получили возможность эмигрировать в Польшу, но сам он остался и переехал в Москву, где работал в железнодорожной газете «Гудок», с которой в то время сотрудничали М. Булгаков, В. Катаев, И. Ильф, Е. Петров и другие писатели. Тогда его стихотворные фельетоны, выходившие под псевдонимом «Зубило», почти каждый день печатались в «Гудке». В тоже время он начал писать свое первое прозаическое произведение – роман-сказку «Три толстяка», которое дописал в 1924 г. «Трех толстяков» (опубликовал в 1928, иллюстрации М. Добужинского). Сказка вызвала огромный читательский интерес и одновременно скептические отзывы официальной критики («призыва к борьбе, труду, героического примера дети Страны Советов здесь не найдут»). Дети и взрослые восхищались фантазией автора, своеобразием его метафорического стиля. В 1930 г. по заказу МХАТа он сделал инсценировку «Трех толстяков», которая до наших дней успешно идет во многих театрах мира. Роман и пьеса переведены на 17 языков. По его сказке поставлен балет (музыка В. Оранского) и художественный фильм (режиссер А. Баталов). В это же время писатель публикует в журнале «Красная новь» роман «Зависть» (1927), который вызвал полемику в печати. В романе «Зависть» он создал метафору советского строя – образ колбасы как символ благополучия. В 1929 г. написал по этому роману пьесу «Заговор чувств». Автобиографичен и образ главной героини пьесы «Список благодеяний» (1930) актрисы Елены Гончаровой. В 1931 г. переделанную по указанию цензуры пьесу начал репетировать Вс. Мейерхольд, однако спектакль вскоре был запрещен. «Список благодеяний» фактически был «списком преступлений» советской власти, в пьесе было выражено отношение автора к окружающей его действительности – к расстрелам, к запрету на частную жизнь и на право высказывать свое мнение, к бессмысленности творчества в стране, где разрушено общество и т. п. В 1930-е гг. по заказу МХАТа писал пьесу, в основе которой лежала владевшая им мысль об отчаянии и нищете человека, у которого отнято все, кроме клички «писатель». Попытка выразить это ощущение была сделана писетелем в его речи на Первом съезде советских писателей (1934). Пьеса о нищем не была завершена. По сохранившимся черновикам режиссер М. Левитин поставил в 1986 г. в московском театре «Эрмитаж» спектакль «Нищий, или Смерть Занда». В 1931 г. вышел сборник «Вишневая косточка», объединивший рассказы Олеши разных лет. Киноповесть «Строгий юноша» была опубликована в 1934 г., после чего его имя встречалось в печати только под статьями, рецензиями, заметками, очерковыми зарисовками, иногда – рассказами. Он написал воспоминания о современниках (В. Маяковском, А. Толстом, И. Ильфе и др.), этюды о русских и зарубежных писателях, чье творчество особенно ценил (Стендале, Чехове, Марке Твене и др.). В дальнейшем не писал цельных художественных произведений. В годы сталинских репрессий были уничтожены его многие друзья – Вс. Мейерхольд, Д. Святополк-Мирский, В. Стенич, И. Бабель, В. Нарбут и др.; сам он чудом избежал ареста. В 1936 г. на публикацию его произведений и упоминание его имени в печати был наложен запрет, снятый властями только в 1956 г., когда была издана книга «Избранные сочинения», а также переизданы «Три толстяка». Во времена отлучения он работал сценаристом. Виктор Шкловский, разбирая бумаги автора, нашел завязки для более трехсот пьес. Но вышли только три фильма. Один из них – «Строгий юноша» режиссера Абрама Роома – о музыке, женской красоте и богатстве. Также по сценариям Олеши были поставлены фильмы «Болотные солдаты» и «Ошибка инженера Кочина»; для театра им. Е. Вахтангова он инсценировал роман «Идиот». В годы войны был эвакуирован в Ашхабад, затем вернулся в Москву. Писатель с горечью называл себя в послевоенные годы «князем «Националя», имея в виду свой образ жизни. «Невроз эпохи», который остро ощущал писатель, выразился в неизлечимом алкоголизме. Тематика его дневников в 1950-е гг. очень разнообразна. Он писал о встречах с Пастернаком, о смерти Бунина, об Утесове и Зощенко, о собственной ушедшей молодости, о гастролях «Комеди Франсез» в Москве и т.д. Главным делом в последний период жизни считал работу, которую вел изо дня в день, придумав условное название «Ни дня без строчки», предполагая позднее написать роман. Книга «Ни дня без строчки. Из записных книжек» собрана из записей писателя Виктором Шкловским и опубликована после смерти писателя в 1965 г. В 1999 г. вышло дополненное издание под названием «Книга прощания» (1999). Похоронен на Новодевичьем кладбище.  

Медиа (4)

Юрий Карлович ОЛЕША в фотографиях:

Связи (50)
Источники (12)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх