Досье личности

Ценность: 1 (5)

Симпатия: 1 (5)

дата обновления - 2008-07-01

просмотров - 3

НИТХАРДТ Матис

Другое имя: Грюневальд

Имя латиницей: Nithardt Gothardt; Grunewald

Пол: мужской

Дата рождения: приблизительно 00.00.1475

Место рождения: Вюрцбург

Дата смерти: 31.08.1528 Возраст (53)

Место смерти: Галле, Германия

По восточному: Коза

География: ГЕРМАНИЯ, ЕВРОПА.

Ключевые слова: живопись, искусство, художник.

Ключевой год: 1512

Матис НИТХАРДТ

немецкий живописец эпохи Возрождения. С XVII в. ошибочно назывался Грюневальд. Работал в Ашаффенбурге (Бавария), Франкфурте-на-Майне и Майнце (Гессен). В 1508-1525 гг. придворный живописец, художественный советник, архитектор и специалист-гидротехник майнцских архиепископов и курфюрстов. В 1525-1526 гг. подвергался преследованиям за сочувствие Крестьянской войне 1524-1526 гг. и возможное участие в ней на стороне восставших. Его творчество тесно связано с идеологией народных низов и мистическими ересями позднего средневековья, которые в канун Реформации в Германии наполнялись антифеодальным бунтарским содержанием. Исполненные страдания и боли образы Христа и подчеркнуто простонародные изображения святых проникнуты духом протеста. Соответствие его творчества трагической эмоциональной атмосфере эпохи, его революционизирующее воздействие достигались взволнованным и экспрессивным языком позднеготического искусства, развитого и обогащенного мастером применительно к новым, усложнившимся условиям времени. В центральных произведениях художника – 9 частях Изенхеймского алтаря (1512-1515, Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция) – полные спиритуализма, трагические напряжения и безысходного отчаяния сцены страстей христовых («Распятие») сменяются картинами, пронизанными экстатической радостью и ликованием жизни, пантеистическим восприятием природы («Рождество»). Откровенно мистический образ Христа, как бы растворяющегося во вспышке яркого света («Воскресение»), уступает место образам внутренне просветленным, гармоничным, проникнутым гуманистическим началом («Св. Себастьян»). Использование динамичной готической линии, мощных аккордов цвета на темном фоне в одних частях алтаря и нежных цветовых переходов, мягкой, почти акварельной техники – в других, достигнутое цветом впечатление прорыва в бесконечную глубину пространства открыли новые возможности живописи. В его последующих работах сказывается воздействие искусства итальянского Ренессанса, выразившееся в большей ясности и монументальности форм («Штуппахская мадонна», 1517-1519, приходская церковь, Штуппах; «Встреча св. Эразма и Маврикия», ок. 1518, Старая пинакотека, Мюнхен). В поздних произведениях художник вновь обратился к теме страстей христовых и к языку позднеготической живописи («Таубербишофсхеймский алтарь», 1523-1524, Кунстхалле, Карлсруэ; «Оплакивание Христа», 1524-1525, приходская церковь, Ашаффенбург). Сохранилось небольшое число его рисунков, служивших большей частью подготовительными штудиями («Кающаяся Магдалина», рисунок черным мелом, Собрание О. Рейнхарта, Винтертур). Они отличаются живописностью светотеневой моделировки, мягкостью исполнения, иногда предельной детализацией, иногда непринужденной эскизностью.
Связи (1)
Источники (2)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх