Досье личности

Ценность: 2 (13)

Симпатия: 2 (13)

дата обновления - 2010-10-27

просмотров - 10

НИКОН (патриарх)

Другое имя: Минов Никита – в миру

Имя латиницей: Nikon

Пол: мужской

Дата рождения: 03.06.1605

Место рождения: деревня Вельдеманово, Нижегородская губерния, Россия

Дата смерти: 27.08.1681 Возраст (76)

Место смерти: около Ярославля, Россия

Знак зодиака: Близнецы

По восточному: Змея

География: РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ.

Ключевые слова: власть, музыка, оппозиционер, основатель, патриарх, политика, религия.

Ключевой год: 1652

(патриарх) НИКОН

русский церковный и политический деятель, шестой Патриарх Московский и всея Руси (с 25 июля 1652). После смерти детей и пострига жены, в 1635 г. Никита, 30-ти лет, тоже принял постриг с именем Никон в Анзерском скиту Соловецкого монастыря. Вступив в конфликт с начальным старцем скита Елеазаром Анзерским, бежал и был принят в Кожеозерский монастырь. В 1643 г. был избран игуменом монастыря. В 1646 г. отправился в Москву, где явился, по тогдашнему обычаю новопоставленных игуменов, с поклоном к молодому царю Алексею Михайловичу; произвел на него хорошее впечатление. Царь велел Никону остаться в Москве, а Патриарху Иосифу – посвятить его в архимандрита Новоспасского монастыря. Став во главе братии Новоспасской обители, Никон вошел в состав неформального кружка духовных и светских лиц, который профессор Н. Ф. Каптерев называет кружком «ревнителей благочестия». Главные идеологи этой группы – духовник Алексея Михайловича протопоп Благовещенского собора Стефан Вонифатьевич, боярин Ф. М. Ртищев и протопоп Казанского собора Иоанн Неронов – ставили перед собою и своими сподвижниками задачу оживления религиозно-церковной жизни в Московском государстве, улучшения нравственности как населения, так и духовенства, насаждения просвещения. Вводилась забытая в Москве практика церковной проповеди с амвона, «единогласие» в богослужении, большое внимание уделялось исправлению переводов богослужебных книг. Начал ездить к царю во дворец каждую пятницу для бесед и совета не только по духовным делам, но и государственным. 11 марта 1649 г. был возведен в сан митрополита Новгородского и Великолуцкого Патриархом Иерусалимским Паисием, бывшим тогда в Москве. После смерти в Патриарха Иосифа в 1652 г. митрополит Никон получает предложение царя Алексея Михайловича о замещении патриаршего престола перед мощами святого митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря. 25 июля 1652 г. Никон был торжественно возведен на престол патриархов Московских и Всероссийских. Во время интронизации Никон вынудил царя дать обещание не вмешиваться в дела Церкви. Многие годы собиравший греческие и византийские тексты и серьезно участвовавший в обсуждениях «Кружка ревнителей благочестия» (в который входил также и протопоп Аввакум), Никон считал важным привести русские православные обряды и книги в соответствие с греческими. Ввел в русскую церковную музыку партесное пение и 5-линейную нотную систему. Перед Великим Постом 1653 г. Никон предписал совершать крестное знамение тремя перстами (двоеперстие в Русской Церкви было определено актом Стоглавого Собора 1551). Собор 1654 г. положил начало делу согласования московских книг с греческими. Определения сего Собора были рассмотрены и утверждены на Константинопольском Соборе того же года под председательством Патриарха Паисия. Эти реформы, а также резкость самих реформаторов привели к расколу Русской Церкви на сторонников Никона («никониан») и его противников («раскольников», или «старообрядцев»), одним из лидеров которых стал Аввакум. Аввакум считал, что старые русские книги лучше отражают православную веру. Никон играл большую роль в делах государственного управления; а во время войн с Польшей (1654-1667) и длительного отсутствия царя становился де-факто во главе правительства. Такое положение вскоре вызвало недовольство как бояр, так и многих духовных лиц. Охлаждение отношений между царем и патриархом привело Никона к самовольному оставлению кафедры 10 июля 1658 г.: он удалился на шесть лет в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, который (наряду с Крестным и Иверским монастырями) сам основал в 1656 г. и имел в своей личной собственности. В 1660 г. на созванном в Москве Соборе было постановлено лишить Никона архиерейства и даже священства; однако суд не состоялся, так как дело, по совету Епифания Славинецкого и Игнатия Иовлевича, было решено передать на суд восточных патриархов. Такое же решение вопроса рекомендовал царю впоследствии и Паисий Лигарид, который не принимал явного участия в Соборе, хотя был приглашен патриархами к тайному совещанию и выступал в роли переводчика для восточных патриархов. Приглашенные еще в 1662 г. патриархи долгое время не находили возможным прибыть в Москву. Наконец, в ноябре 1666 г. открылся т. н. Большой Собор с участием двух патриархов: Паисия Александрийского и Макария Антиохийского. Оба патриарха на тот момент считались лишенными кафедр решением Собора в Константинополе, но в Москве известие о том получили уже после суда над Никоном. Идеологическая база и документы Соборов 1666-1667 гг., важнейшим предметом для рассмотрения которых было окончательное осуждение неприемлющих «никонианских» богослужебных реформ, разрабатывались Симеоном Полоцким, Паисием Лигаридом и архимандритом Афонского Иверского монастыря Дионисием, проживавшим в Москве с 1655 по 1669 гг. 12 декабря 1666 г. состоялось третье, заключительное по делу Никона, заседание Собора в Благовещенской церкви Чудова монастыря. Царь не пришел на заседание Собора. Никон был лишен не только патриаршего достоинства, но и епископского сана и сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь, а по смерти Алексея Михайловича был переведен под более жестокий надзор в Кирилло-Белозерский монастырь. В 1681 г. Никону, тяжело больному, было разрешено вернуться в Воскресенский монастырь, на пути к которому он скончался 17 августа около Ярославля. Царь Федор Алексеевич, настоял на отпевании Никона как патриарха, несмотря на протесты Иоакима. Был погребен в северном приделе (Усекновения главы Иоанна Предтечи) собора Воскресенского монастыря; Федор Алексеевич сам со слезами читал над ним «Апостол» и 17-ю кафизму и неоднократно целовал его десницу. В 1682 г. Федор Алексеевич, невзирая на сопротивление Иоакима и значительные издержки, исходатайствовал у восточных патриархов разрешительные грамоты. В них повелевалось причислить Никона к лику патриархов и поминать в таком звании открыто.
Медиа (2)

(патриарх) НИКОН в фотографиях:

Связи (7)
Источники (6)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх