Досье личности

Ценность: 3,294 (17)

Симпатия: 3,235 (17)

дата обновления - 2015-02-06

просмотров - 14

МУСОРГСКИЙ Модест Петрович

Имя латиницей: Musorgskij Modest Petrovich

Пол: мужской

Дата рождения: 21.03.1839

Место рождения: село Карево, Торопецкий район, Тверская область, Россия

Дата смерти: 28.03.1881 Возраст (42)

Место смерти: Петербург, Россия

Знак зодиака: Овен

По восточному: Свинья

География: РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ.

Ключевые слова: искусство, композитор, музыка.

Ключевой год: 1869

Модест Петрович МУСОРГСКИЙ

русский композитор, участник «Могучей кучки». С шести лет начал заниматься музыкой под руководством матери. В 1849 г. поступил в Петропавловскую школу в Петербурге, в 1852-1856 гг. учился в Школе гвардейских подпрапорщиков. Одновременно брал уроки музыки у пианиста А. А. Герке. В 1852 г. было издано его первое произведение – полька для фортепьяно «Подпрапорщик». В 1856-1857 гг. он познакомился с А. С. Даргомыжским, В. В. Стасовым и M. А. Балакиревым, которые оказали глубокое влияние на его общее и музыкальное развитие. Под руководством Балакирева начал серьезно заниматься композицией; решив посвятить себя музыке, в 1858 г. ушел с военной службы. В конце 50 – начале 60-х гг. написал ряд романсов и инструментальных произведений, в которых уже проявились своеобразные черты его творческой индивидуальности. В 1863-1866 гг. работал над оперой «Саламбо» (по одноименному роману Г. Флобера, не окончена), отличающейся драматизмом народно-массовых сцен. Обращаясь к актуальной, социально заостренной тематике из народной жизни, он создал песни и романсы на слова H. А. Некрасова, T. Г. Шевченко, A. H. Островского и на собственные тексты («Калистрат», «Колыбельная Еремушки», «Спи, усни, крестьянский сын», «Сиротка», «Семинарист» и др.), в которых проявились его дар бытописателя, умение создавать ярко характерные человеческие образы. Богатством и сочностью звуковых красок отличается симфоническая картина «Ночь на Лысой горе» (1867), созданная по мотивам народных сказок и легенд. Смелым экспериментом явилась его неоконченная опера «Женитьба» (на неизмененный текст комедии H. В. Гоголя, 1868), вокальные партии которой основаны на непосредственном претворении интонаций живой разговорной речи. Все эти работы подготовили его к созданию одного из величайших своих творений – оперы «Борис Годунов» (по трагедии А. С. Пушкина). Первая редакция оперы (1869) не была принята к постановке дирекцией императорских театров. После переработки «Борис Годунов» был поставлен в петербургском Мариинском театре (1874), но с большими сокращениями. В 70-х гг. он работал над грандиозной по замыслу «народной музыкальной драмой» из эпохи стрелецких бунтов конца XVII в. «Хованщина», идея которой была ему подсказана В. В. Стасовым, и комической оперой «Сорочинская ярмарка» (по повести Гоголя, 1874-1880). Одновременно создал вокальные циклы «Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (1875-1877), сюиту для фортепьяно «Картинки с выставки» (1874) и др. Умер он в бедности в Николаевском солдатском госпитале. Неоконченная композитором «Хованщина» была завершена после его смерти Римским-Корсаковым, над «Сорочинской ярмаркой» работали А. К. Лядов, Ц. А. Кюи и др. В 1896 г. Римским-Корсаковым была сделана новая редакция «Бориса Годунова». Его творчество его оказало большое влияние на многих композиторов: С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Л. Яначека, К. Дебюсси и др.

Афоризмы (1)
Медиа (11)

Модест Петрович МУСОРГСКИЙ в фотографиях:

Связи (99)
Источники (4)
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
  • Б. С. Штейнпресс. Энциклопедический музыкальный словарь. - Москва, Советская энциклопедия, 1966
  • Большая советская энциклопедия. 3-е издание
  • http://ru.wikipedia.org
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх