Досье личности

Ценность: 1 (5)

Симпатия: 1 (5)

дата обновления - 2008-09-15

просмотров - 1

МАНИ

Имя латиницей: Mani

Пол: мужской

Дата рождения: 00.00.216

Дата смерти: приблизительно 00.00.274 Возраст (58)

По восточному: Обезьяна

География: ИРАН.

Ключевые слова: основатель, религия.

Ключевой год: 0240

МАНИ

основоположник и первый глава вновь созданной в раннем средневековье религиозной системы, получившей евразийское распространение (манихейство). Родился в Месопотамии, где в раннем возрасте вместе с отцом вступил в иудео-христианскую религиозную общину, которую покинул в 240 в возрасте 24 лет в связи с идейными разногласиями и неортодоксальным отношением к ритуалу – водосвятия, воздержания от пищи и др., – принятому в данной и аналогичных общинах. Много путешествует, посещает страны Восточного Средиземноморья, Индию. В 243 г. возвращается в сасанидский Иран уже широко известным проповедником. Его религиозная доктрина была учением, синтезированным из раннехристианских и зороастрийских элементов, но соединение их, ритуалы, построение церкви, ее иерархия, отношения с другими религиозными течениями – все это разрабатывалось самим Мани в течение всей его жизни и активно внедрялось в манихейские общины. Первоначально Мани нашел взаимопонимание с шахиншахом Ирана Шапуром I, для которого он написал краткое изложение своего учения – книгу Шапуракан. Труды Мани, к которым причисляют десять отчасти сохранившихся книг, включают в себя Евангелия, Послания, Гимны, Псалмы и проч. Принадлежность непосредственно самому Мани большей части этого литературного наследия, к тому же сохранившегося в разноязычных версиях в разных странах от Египта (местная коптская версия носит название «Кефалайя») до Китая, часто оспаривается. Суть учения связана с представлениями о вечной борьбе двух неизменно противоборствующих сил – Света и Мрака. Начало этой борьбы – это начало манихейского летоисчисления. Эта борьба длится непрерывно и связана с самим существованием манихейского мира. В общем виде идея такой борьбы созвучна с зороастризмом. Построение манихейской общины с ее жесткой иерархией, включающей пять ступеней (глава – Пророк, епископы, пресвитеры, избранники-миссионеры, вся масса верующих) и ее распорядок близки традициям раннехристианской церкви. Манихейство очень рано получило негативную оценку в среде христианских иерархов. Наиболее стойкой на Западе оказалась его коптская версия. На Востоке большое число древних манихейских текстов, вряд ли одновременных проповеди самого Мани, обнаружено в памятниках Турфанского оазиса, где, по-видимому, манихейство испытало некоторое влияние буддизма и определенного круга древнекитайских духовных традиций. Приблизительно в 268 г. между Мани и Шапуром I произошел разрыв, вызванный, вероятно, придворными интригами при сасанидском дворе, инспирированными главным министром шахиншаха Картиром, являвшимся стойким ортодоксальным зороастрийцем. Мани еще продолжает свою проповедь, находит взаимопонимание с преемником Шапура I, Ормиздом, но при следующем шахе Бахраме I оказывается в тюрьме. Предполагается, что он умер естественной смертью, а данные о его мученичестве и казни явились данью религиозной традиции, стремящейся приблизить его по уровню страданий к Христу и мученикам христианской церкви.
Источники (1)
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх