Досье личности

Ценность: 1.333 (6)

Симпатия: 1.167 (6)

дата обновления - 2015-02-23

просмотров - 3

МАКРОБИЙ Амвросий Феодосий

Имя латиницей: Ambrosius Theodosius Macrobius

Пол: мужской

Дата рождения: реконструировано 00.00.360

Дата смерти: реконструировано 00.00.410 Возраст (50)

Знак зодиака: Неизвестно

По восточному: Обезьяна

География: РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.

Ключевые слова: знание, литература, музыка, наука, писатель, философ.

Ключевой год: 0400

Амвросий Феодосий МАКРОБИЙ

римский писатель, филолог, философ-неоплатоник, теоретик музыки. Был, вероятно (поскольку биографические данные отсутствуют), высоким государственным чиновником, связанным с группой римской чиновной аристократии, которая под предводительством Симмаха в сенате отстаивала веру в языческих богов и стояла на страже традиционной греко-римской культуры. Авиан посвятил ему свои рассказы. Для своего сына Евстахия Макробий написал «Комментарии ко сну Сципиона», обширный комментарий к выписке из кн. VI «О государстве Цицерона», в котором римский полководец Сципион Африканский во сне путешествует по просторам космоса, посещает иные миры и видит будущее. Макробий интерпретирует сон Сципиона в духе неоплатонической философии, опираясь прежде всего на комментарий Порфирия к «Тимею» Платона, и в связи с ним рассуждает о гармонии космоса, о Мировой душе, магическом значении чисел, пророчествах, толковании сновидений и т. п. Его комментарий не только донес до нас обширный фрагмент произведения Цицерона «О государстве», но стал важным источником изучения философии неоплатоников, с которой средневековье познакомилось именно благодаря Макробию. Его важнейшим произведением были «Сатурналии» (разговоры в период Сатурналий) в 7 книгах, не все из которых сохранились полностью. Задачей Макробия было донести до сына большой запас сведений, почерпнутых у греческих и римских авторов, имена которых часто не названы, но прежде всего – Плутарха и Геллия. Эти сведения он изложил в форме литературного симпосиона, картину которого Платон представил в Пире. Самые выдающиеся представители тогдашней римской интеллигенции, среди них оратор Аврелий Симмах, разговаривают между собой в доме сенатора Веттия Агория Претекстата в канун и в течение первых трех дней Сатурналий (отсюда название произведения), традиционных римских праздников, отмечаемых в декабре. Собеседники обсуждают среди прочего происхождение и развитие Сатурналий, римский календарь, мифологические и религиоведческие вопросы; рассказывают забавные истории. Процитированный при случае стих Вергилия оповещает о том, что темой дальнейших рассуждений выбрана ученость Вергилия. Так, в кн. III-VI отдельные собеседники, в соответствии со своими вкусами, поднимают различные аспекты проблематики Вергилия, в избытке иллюстрируя выводы цитатами из древних авторов: их интересуют вопросы из области астрологии и философии, знание священного права, искусства ворожбы, риторического искусства, а также отношение Вергилия к греческим поэтам, особенно к Гомеру, равно как и к римским предшественникам, интерпретация отдельных стихов и другие мелкие вопросы. Все это переплетается с рассказами о ничтожных предметах. Макробий не является оригинальным исследователем, он лишь собирает и объединяет чужие мысли. Но таким образом он сохранил для нас множество отрывков из различных древних авторов, произведения которых утрачены, например из Энния. Преклонение перед Вергилием, который к тому времени уже стал классиком литературы, доминирует у собеседников над конкретным анализом его поэзии. Несмотря на некоторые неточности, произведение Макробия представляется важным документом истории исследований творчества Вергилия. Только по позднейшим выдержкам нам известно произведение Макробия «Различия и сходство латинского и греческого глагола», пересказ которого традиционно, но не вполне достоверно приписывается Иоанну Скоту Эриугене.

Афоризмы (4)
Связи (15)
Источники (5)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх