Досье личности

Ценность: 1,615 (13)

Симпатия: 1,615 (13)

дата обновления - 2018-04-05

просмотров - 3

ЛЮ Шипэй

Другое имя: Лю Гуанхань

Имя латиницей: Liu Shipei; Lui Guanghan

Пол: мужской

Дата рождения: 24.06.1884

Место рождения: Ичжэн, провинция Цзянсу, Китай

Дата смерти: 20.11.1919 Возраст (35)

Место смерти: Пекин, Китай

Знак зодиака: Рак

По восточному: Обезьяна

География: ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ, КИТАЙ.

Ключевые слова: журналист, знание, историк, наука, публицист, религия, террор, туберкулез, философ.

Ключевой год: 1915

ЛЮ Шипэй

китайский каноновед, историк-конфуцианец, философ, публицист. Потомок представителей Янчжоуской конфуцианской школы. В 1902 г. получил среднюю ученую степень и переехал в Шанхай, где до 1905 г. работал в редакциях различных радикальных изданий просветительского толка. Занимался даосизмом и буддизмом, придя к выводу о ненужности государства. В 1904 г. вступил в анти-Цинское общество «Гуанфу». В 1905 г. бежал с Шанхая в Уху, в связи с арестом главного редактора одного из таких изданий. В Уху увлекся идеей террора и основал «Школу Хуанди» (в честь мифического первого правителя Китая, историчность которого доказывал), в которой готовил террористов. После неудачного покушения на губернатора провинции Аньхуэй с женой эмигрировал в Японию, где он вступил в организацию «Тунмэнхой», созданной Сунь Ятсеном. В начале 1907 г. объявил себя анархистом и организовал «Курсы по изучению социализма», издавал журнал «Естественный закон», а также газету «Мера». В конце 1908 г. его жена была замешана в Японии в террористическом акте, а он сам окончательно разочаровался в западной философии и перешел на позиции крайнего традиционализма. Тогда же вернулся в Китай и поступил на службу в канцелярию губернатора Цзянси. В 1911 г. был арестован революционерами, но был освобожден по личному распоряжению президента Сунь Ятсена. В 1915 г. вошел в «Общество благополучия государства» – организацию, ратовавшую за превращение президента Юань Шикая в монарха. При Юань Шикае, наряду с несколькими другими активистами выступал за восстановление монархического строя. Рекомендовал введение нового китайского летоисчисления, начинающегося с рождения Желтого императора. В 1917 г. был приглашен на работу в Пекинский университет, где занимался традиционными филологией и философией. Умер от туберкулеза.

Главный труд «Рассуждение об уравнении людей» содержит апологию его собственного общественного идеала и с этой точки зрения принадлежит утопическому жанру. Признавая человека венцом эволюции, исходил из биологического равенства людей как живых существ, обосновывая это с позиции буддизма, философского идеализма и материализма. Из китайских мыслителей ссылался на Мэн-цзы и Ван Янмина. Не скрывал, что описываемое им общество – род мысленного эксперимента, ибо пытался отыскать форму, которую будет иметь общество, основанное на принципе равенства. Наряду с идеями Лян Цичао и Кан Ювэя мыслил о естественности и всемогуществе равенства, для достижения которого необходимо упразднить семью, государство и частную собственность. Однако, в отличии от Кан Ювэя (который признавал, что в интеллектуальной сфере достичь полного равенства невозможно, да и не нужно, ибо это остановит прогресс) не признавал никаких компромиссов, считая, что все должны участвовать в физическом труде, никаких различий между людьми не должно быть ни в чем. Общество «уравненных физических сил», по философу, является конечной целью развития человечества, но на пути к нему предстоит пройти еще два этапа – «анархистский», на котором будет ликвидировано право, и «коммунистический», когда произойдет обобществление частной собственности. В таком обществе будут полностью уничтожены различия в условиях жизни людей, в образовании, воспитании, но главное – в мере труда и характере деятельности.

Связи (7)
Источники (2)
  • https://ru.wikipedia.org
  • Мартынов Д. Е., Мартынова Ю. А. «Учение об уравнении людей Лю Шипэя» («Вопросы философии», 2015, №11, стр. 153-163)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх