Досье личности

Ценность: 1.333 (6)

Симпатия: 1.333 (6)

дата обновления - 2014-07-19

просмотров - 2

ЛИБЕРМАН Макс

Имя латиницей: Liebermann Max

Пол: мужской

Дата рождения: 20.07.1847

Место рождения: Берлин, Германия

Дата смерти: 08.02.1935 Возраст (87)

Место смерти: Берлин, Германия

Знак зодиака: Рак

По восточному: Коза

География: ГЕРМАНИЯ, ЕВРОПА.

Ключевые слова: графика, живопись, искусство, рисунок, художник.

Ключевой год: 1872

Макс ЛИБЕРМАН

немецкий живописец и график, один из ведущих немецких живописцев XIX в., яркий и самобытный мастер европейского реализма. Его путь в искусстве определила увлеченность творчеством известных художников 1850-70-х гг. – венгра М. Мункачи, французов Г. Курбе и Ф. Милле, его соотечественника А. Менцеля. Он не писал исторических полотен, не увлекался драматическими сюжетами из социальной действительности, не создавал произведений в духе салонной живописи. Он оставался всегда верен натуре, любил путешествия, новые впечатления, в которых находил сюжеты для своих полотен. Как и всех мастеров XIX в., его интересовала пленэрная живопись. Поэтому столь большой интерес у него вызвало творчество французских импрессионистов. Окончив берлинский университет и обладая широким гуманитарным образованием, он все же решил заниматься живописью, сначала беря частные уроки, а затем посещая художественную школу в Веймаре. Большую роль в его становлении сыграли путешествия во Францию (1873-1878), в Голландию (1875), в Италию (конец 1870-х), в Мюнхен (1878-1884). В 1780-е гг. писал полотна с изображением занятых повседневным трудом крестьян и ремесленников. Столь же привлекательны для него разнообразные типы людей из народа, сосредоточенное выражение их лиц. Маленькая крестьянская девочка на лугу в картине «Ева» (1882-1883, Гамбург, Кунстхалле) или девочка-подросток, пасущая корову («Девушка с коровой», Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) тоже по-взрослому серьезны и представительны. Полотна этого времени исполнены в характерной для его живописи колористической гамме, строящейся на сочетании коричневого, желтого, зеленого цветов с добавлением нескольких ярких пятен в костюмах. В многофигурных сценах доминируют еще более темные цвета – коричневый, темно-синий, что придает картинам особую колористическую строгость. После первого посещения Голландии увлекся колоритным бытом ее жителей и не раз еще бывал в этой стране. В полотне «Амстердамские белошвейки в саду» (1885, Гамбург, Кунстхалле) изображен тихий уголок дворика амстердамского приюта. В этой работе проявился поиск более разнообразных и тонких цветовых сочетаний в решении всегда волновавшей художника задачи написании фигур в пленэре. После знакомства с живописью французских импрессионистов художник обращается к новым темам, что повлекло за собой изменение живописной манеры. Полотно «Аллея попугаев в амстердамском зоопарке» (1902, Бремен, Кунстхалле) обозначило этот перелом в его творчестве. Особый внутренний ритм увиден художником в обычном эпизоде из городской жизни. В аллее, залитой солнечным светом, проникающим сквозь густые кроны деревьев, гуляет нарядная публика. Его палитра становится светлой и радостной в передаче красок солнечного летнего дня. На пленэре исполнено и полотно «Прогулка в дюнах» (1908, Бремен, Кунстхалле). Широкая панорама кажущегося бескрайним морского пространства передана излюбленными цветами – желтым, коричневым, зеленым; полоска желтых дюн мягко сливается с островками зелени побережья, переходит белую пену воды у берега, зелень морской дали и белые плывущие облака, завершающие эту цветовую симфонию. Маленькие фигурки людей, совершающих прогулку у берега или сидящих в дюнах, усиливают ощущение безграничности пространства. Более декоративны полотна с изображением сада художника в Ваннзее. За буйно цветущей растительностью почти не видно дома или фигурки садовницы. Эти холсты написаны яркими пастозными мазками, передающими пиршество красок, которым любуется художник. Характерный для импрессионистов прием написания модели в пленэре в потоке солнечного света использован в полотне «Портрет жены» (1895, Веймар, Музей замка). Серия автопортретов, создававшаяся на протяжении всей жизни, многое рассказывает о нелегкой судьбе художника. Ранний «Автопортрет» (1909-1910, Гамбург, Кунстхалле), на котором он написал себя у одного из полотен с изображением всадников, стоящим спиной к зеркалу (что звучит как вызов судьбе, учитывая плохую примету), создан в период его активной творческой жизни, деятельности, связанной с художественно-выставочным объединением «Берлинский Сецессион», одним из создателей которого (1898) и затем президентом (1898-1911) он являлся. «Автопортрет» 1934 г. (Лондон, Галерея Тейт) написан в трудное для художника время. Еврей по национальности, он подвергся преследованиям нацистов в годы фашистского режима. В знак протеста он вынужден был 7 мая 1933 г. выйти из членов Прусской Академии художеств, сложив с себя полномочия ее президента (1920-1932). Художником создана большая галерея портретов людей, прославивших культуру Германии – В. фон Боде (1904, Берлин, Национальная галерея), Г. Гауптмана (1912, Гамбург, Кунстхалле), Р. Штраус (1918, Берлин, Национальная галерея), профессора Ф. Зауербаха (1932, Гамбург, Кунстхалле). Он был не только талантливым художником, но известным деятелем культуры, проявившим в трудные для истории Германии годы подлинный патриотизм и гуманизм. Его имя всегда вызывает высокое уважение у молодого поколения. В написанной им книге «Фантазия в живописи» он рассказал о своей жизни и творческом кредо, и вместе с его живописью она явилась наследием этого крупного мастера XIX в.

Афоризмы (1)
Медиа (13)

Макс ЛИБЕРМАН в фотографиях:

Связи (15)
Источники (9)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх