Досье личности

Ценность: 1 (5)

Симпатия: 1 (5)

дата обновления - 2014-08-14

просмотров - 3

ЛИБАНИЙ

Другое имя: Ливаний

Имя латиницей: Libanios

Пол: мужской

Дата рождения: 00.00.314

Место рождения: Антиохия

Дата смерти: 00.00.393 Возраст (79)

Знак зодиака: Неизвестно

По восточному: Собака

География: БАЛКАНЫ, ГРЕЦИЯ.

Ключевые слова: знание, литература.

Ключевой год: 0360

ЛИБАНИЙ

греческий ритор, представитель второй софистики. Родился в Антиохии на Оронте в знатной семье, обедневшей в результате конфискации имущества при Диоклетиане. В период обучения риторике Либаний прославился трудолюбием, пять лет подряд (329-334) заучивая наизусть речи Демосфена, Исократа, Эсхина и Элия Аристида. В 336 г. уехал продолжать учебу в Афинах, где несколько лет спустя сам начал преподавать риторику, но интриги принудили его покинуть Афины. После недолгого пребывания в Константинополе и Никее он учил риторике в Никомедии (344-348). Там он одержал победу над афинским оратором Гимерием. Это укрепило его известность и стало причиной его вызова в Константинополь (встречи с ритором Фемистием). В 354 г. он переехал в Антиохию, где на протяжении 40 лет руководил риторической школой вплоть до своей смерти. Жизнь Либания мы знаем довольно хорошо из его автобиографии «Жизнеописание, или О своей судьбе», написанной в 374-390 гг. Биографические сведения содержат также его письма, датируемые 355, 357-365 и 387-393 гг. Сохранилась биография Либания, написанная неприязненно относившимся к нему Евнапием. Был набожным язычником, посвященным в мистерии, он враждебно относился к христианству. Однако поддерживал контакты с христианами. Из его школы вышли знаменитые Отцы Церкви Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский, известный богослов того времени, Аполлинарий Лаодикейский (Младший), Феодор из Мопсуестии и Иоанн Златоуст. Сохранившаяся корреспонденция между Либанием и Василием Великим, по большей части апокрифическая, и легенда об обращении Либания в христианство свидетельствуют о его доброжелательном отношении по меньшей мере к некоторым христианам. Из огромного наследия Либания сохранились: 64 речи, изданные лишь после смерти автора. Первые пять – это автобиографические речи. Речи 12-18, 24, 37 связаны с личностью Юлиана Отступника, важнейшей из них представляется Надгробная речь в честь Юлиана Отступника (365). Речи 19-23 были посвящены восстанию антиохийцев в 387 г.; речь 30 – «К императору Феодосию в защиту храмов» (584 или 388) донесла до нас смелое выступление против разрушения языческих святынь; речь 59 представляет похвалу императорам Констанцию II и Константу, речь 60 (фр.) была написана по случаю пожара в храме Аполлона в Дафне под Антиохией (362), речь 61 – на землетрясение в Никомедии в 358 г., а речь 11 – похвала Антиохии. Речи Либания, направленные против злоупотреблений императорских чиновников, часто имели результатом снятие с постов наместников Сирии. 51 декламация Либания, то есть речи на случай, интереснейшей из которых является «Защита Сократа», являющаяся ответом на «Обвинение Сократа» софиста Поликрата, «Вступительные упражнения», включающие в себя анекдоты, рассказы, похвалы, описания, сравнения (частично неаутентичные) и «Переложения речей Демосфена». Либаний устанавливал авторскую принадлежность и исследовал стиль речей Демосфена, поэтому свой труд предварил его жизнеописанием. Сохранилась также его обширная корреспонденция (1544 письма), в два раза превосходящая количеством переписку Цицерона. Он слыл мастером эпистолярного жанра, а полученные от него письма считались большой честью. С ним переписывались Аммиан Марцеллин, Фемистий и Юлиан Отступник. Под именем Либания сохранился неаутентичный учебник ведения переписки. Его многие произведения утрачены полностью, среди них речи, декламации, письма, стихи. Писал речи на аттическом диалекте, принимая за образец Демосфена и Элия Аристида. Чувствуя себя эллином и будучи почитателем греческой культуры, он с неприязнью относился к римлянам и их культуре (не знал латыни). Заслужил славу у потомков. Особенно охотно читали его декламации и письма. Сегодняшнего же читателя прежде всего интересуют речи и письма. Выборка из его произведений стала каноном школьного чтения в Византии. Византийские лексикографы называют Либания Малым Демосфеном.

Афоризмы (5)
Связи (21)
Источники (7)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх