Досье личности

Ценность: 1.833 (6)

Симпатия: 2.167 (6)

дата обновления - 2010-12-14

просмотров - 6

ЛЕГАТ Николай Густавович

Имя латиницей: Legat Nikolaj Gustavovich

Пол: мужской

Дата рождения: 30.12.1869

Место рождения: Москва, Россия

Дата смерти: 24.01.1937 Возраст (67)

Место смерти: Лондон, Англия

Знак зодиака: Козерог

По восточному: Змея

География: АНГЛИЯ, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ.

Ключевые слова: балет, изгнанник, искусство, педагог, танец, театр.

Ключевой год: 1895

Николай Густавович ЛЕГАТ

русский танцовщик, балетмейстер и педагог балета. Представитель династии артистов балета Легат-Обуховых. Сын балетных танцовщиков Петербургской императорской сцены Густава Легата и его жены характерной танцовщицы и пантомимной актрисы Марии Семеновны Легат (урожденной Гранкен), брат Сергея Легата. Всего в семье было пятеро детей, и все были отданы в балетную школу. В 1888 г. был принят в труппу императорского Мариинского театра сразу корифеем, в обход меньших амплуа. Очень скоро к нему перешли основные партии, исполнявшиеся Э. Чекетти и П. А. Гердтом. Его первой значительной ролью был Оливье на премьере балета «Калькабрино» (13.2.1891), где он танцевал с партнершей – К. Брианца. Был ведущим классическим танцовщиком, продолжая традиции академической петербургской балетной школы, обладал хорошими сценическими данными, отличался благородным стилем исполнения. Был партнером лучших балерин своего времени, таких как А. П. Павлова, М. Ф. Кшесинская, Т. П. Карсавиной, П. Леньяни, К. Брианца, О. И. Преображенская и др. Работал и как балетмейстер. Поставил несколько дивертисментов и балетных номеров для своих друзей-танцовщиц и танцовщиков: для дальней родственницы танцовщицы В. Мосоловой поставил pas de deux; для 25-летнего бенефиса М. М. Петипа, гражданской жены брата Сергея, был сочинен и поставлен Valse caprice А. Рубинштейна, исполненный вместе с О. Преображенской; для М. Кшесинской разработал pas de deux. 2 февраля 1901 г. состоялась премьера комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» в Александринском театре – танец эльфов с Т. Карсавиной также принадлежал Николаю Легату. С 1902 г. он был назначен на должность помощника балетмейстера, первая самостоятельная постановка (совместно с младшим братом Сергеем) – «Фея кукол» Байера, премьера прошла 1 сентября 1902 г. Сюжет балета был прост: куклы в маленьком магазинчике игрушек ночью оживали и устраивали празднество во главе с феей кукол. Балет был решен полностью в рамках академического стиля, напрочь отметая все реформаторские балетные течения. Оформил спектакль Леон Бакст. Партии исполняли выдающиеся балерины театра: М. Ф. Кшесинская (фея кукол), А. Павлова (испанка), В. Трефилова (японка), А. Ваганова (китаянка), О. Преображенская (кукла Бебе), М. М. Фокин (первый Пьеро), Сергей Легат (второй Пьеро) и др. С 1910 г. стал главным балетмейстером императорского Мариинского театра, наследником миссии и идей Мариуса Петипа. На своей должности он как приверженец классического направления стремился к сохранению хореографического наследия прошлого, и всяческие реформистские движения вызывали у него лишь полное неприятие и даже агрессию. Одновременно проявил себя как художник. Вместе с младшим братом Сергеем нарисовал серию карикатур на деятелей петербургского балета. Плодом их рисовального творчества стал совместно изданный альбом «Русский балет в карикатурах» (СПБ, 1903), включающий карикатуры на прославленных деятелей русского балета: Э. Чекетти, А. Я. Ваганову, М. К. Обухова, М. М. Петипа, А. В. Ширяева, Т. Карсавину, М. М. Фокина, М. Ф. Ксешинскую и множество других, а кроме того создали серию автошаржей и на себя. В 1896-1914 гг. работал педагогом в Петербургском театральном училище. Среди учеников: А. П. Павлова, М. М. Фокин, Т. П. Карсавина, Кшесинская, Трефилова, Л. Г. Кякшт, В. Ф. и Б. Ф. Нижинские, А. Я. Ваганова, Ю. Седова, Ф. В. Лопухов. 9 сентября 1914 г. Мариинский театр торжественно отметил 25-летний юбилей творчества Николая Легата, удостоив его почетного звания заслуженного артиста императорских театров. После этого он покинул казенную сцену. Поставил несколько балетов и дивертисментов в частных труппах: в Народном доме (среди постановок там балетный спектакль «Белая лилия» на музыку Б. Асафьева, в Школе русского балета А. Л. Волынского, продолжал давать частные уроки, в т. ч. в частной балетной школе В. Москалевой. После революции в начале 1920-х гг. был приглашен преподавать в Московское театральное училище, но там он не прижился. Вернувшись в Петербург-Петроград-Ленинград, опубликовал статью в журнале «Жизнь искусства» (1922, № 25, 27 июня), в которой деятельность петроградской балетной школы подвергалась резкой критике. Статья имела скандальный резонанс, балет в эти годы действительно находился в упадке и вместе со всей страной пытался перестроиться на новые социалистические рельсы. Осенью 1922 г. был избран членом высшего хореографического совета бывшего Мариинского театра, но осенью покинул Россию. В 1925-1926 гг. сотрудничал с труппой С. П. Дягилева, где преподавал классический танец; в 1929 г. открыл собственную балетную школу в Лондоне. Постепенно эта школа стала не только важной вехой для становления нарождавшегося заново английского балета, но и мировым центром сохранения и передачи академических традиций, куда стали приезжать совершенствоваться артисты балета из разных стран. В школе занимались такие выдающиеся исполнители как В. Немчинова, А. Данилово, Л. Лопухова, А. Маркова, М. Фонтейн, Н. де Валуа, А. Долин, С. Лифарь, А. Картер, А. Эглевский, М. Ширер, Ф. Аштон. Школа превратилась также в первый интернациональный центр по пропаганде и распространению методических знаний о русской школе классического танца. В 1932 г. издал в Лондоне книгу «Рассказ о русской школе» («Story of the Russian School»).

Связи (27)
Источники (1)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх