Досье личности

Ценность: 1 (5)

Симпатия: 1 (5)

дата обновления - 2007-08-06

просмотров - 4

КУЛЕШОВ Лев Владимирович

Имя латиницей: Kuleshov Lev Vladimirovich

Пол: мужской

Дата рождения: 13.01.1899

Дата смерти: 29.03.1970 Возраст (71)

Знак зодиака: Козерог

По восточному: Свинья

География: РОССИЯ, СССР.

Ключевые слова: живопись, искусство, кино, педагог, режиссер.

Ключевой год: 1930

Лев Владимирович КУЛЕШОВ

российский кинорежиссер, сценарист, актер, художник. Народный артист РСФСР, доктор искусствоведения (1946). Родился в дворянской семье, отец – художник, мать – сельская учительница. В 1914 г. окончил Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве. В 1916-1919 гг. – художник-декоратор, помощник режиссера в акционерном обществе «А. Ханжонков и К» в фильмах режиссера Е. Бауэра. В 1919 г. возглавил учебную мастерскую в Госкиношколе, будущем ВГИКе, основателем которого стал вместе с В. Р. Гардиным. Уже тогда он знал, что значит жить «собственными силами», что значит «быть самим собой». «Дорежимному» кино противопоставил не «массу», а форму. Считал, что в современной ему культуре возникло противопоставление традиционного «фигуративного» изображения целостному пространству. Понимание этой целостности – контекст известных его теоретических работ («Знамя кинематографии», «Искусство кино», «Практика кинорежиссуры») и еще более известных ранних экспериментов («Эффект Кулешова»). Кадр – не фон для фигуры актера, автоматически приравниваемый к «жизни», а именно прямоугольник, условность, жизни не равная. Фильм – эффект движения не только на фоне, но и «над» ним – между кадрами. Отсюда и чисто пространственное понимание монтажа, и пластический тренинг натурщиков, которых, конечно нельзя путать с типажами. Типаж – понятие идеологическое, идущее от сравнения лица с «массой». Натурщик – любой человек, обученный вписываться в плоский кадр, в котором скелетообразная худоба А. С. Хохловой (его постоянной актрисы и жены) с длинными конечностями и абсолютно графическое лицо оказываются потрясающе фотогеничными. В связи со всем этим идеология ранних кулешовских фильмов: «Необычайные приключения Мистера Веста в стране большевиков» (1924), «Луч смерти» (1925), «По закону» (1926), «Два-бульди-два» (1929) – резко выделяется в массе «революционной» кинематографии. В них есть уважение к индивидуальности, пристрастие к показу технических изобретений, прочей экзотики. Заговоры, погони, богатство визуальных отношений – все это напоминает начальный период творчества Фрица Ланга («Доктор Мабузе», «Метрополис») хотя бы по некоторым установкам. Большей свободы он достиг в изображении человека в фильме «Ваша знакомая» («Журналистка»). Новой и сложной задачей стало пришествие звука. Режиссер сумел довольно быстро овладеть новой техникой. Известный эпизод боя («Горизонт», 1932), положенный на белогвардейский романс под гитару, своей выразительностью звукозрительного образа смерти, намного опередил свое время. В дальнейшем, осознав невозможность приспособиться к идеологической цензуре, после нескольких традиционных фильмов, целиком ушел в педагогику.
Медиа (2)

Лев Владимирович КУЛЕШОВ в фотографиях:

Связи (22)
Источники (2)
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
  • С. И. Юткевич. Кино. - Москва, Советская энциклопедия, 1986
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх