Досье личности

Ценность: 1 (5)

Симпатия: 1 (5)

дата обновления - 2006-10-12

просмотров - 1

КРУЗИЙ Христиан Август

Другое имя: Крузиус Христиан Август

Имя латиницей: Crusius Christian August

Пол: мужской

Дата рождения: 10.01.1715

Дата смерти: 18.10.1775 Возраст (60)

Знак зодиака: Козерог

По восточному: Коза

География: ГЕРМАНИЯ.

Ключевые слова: знание, наука, философ.

Ключевой год: 1774

Христиан Август КРУЗИЙ

немецкий философ, с 1774 г. – профессор теологии в Лейпциге. Один из самых влиятельных противников лейбнице-вольфовской рационалистической метафизики. Называя ее «иллюзорной систематикой», философ критиковал учение о предустановленной гармонии, отождествление каузальных связей действительного мира с логическими, подмену реальных оснований логическими и т. д. Указал на ошибочность смешения законов достаточного и определяющего основания, поскольку последний относится лишь к аналитически-необходимым связям между понятиями, не допускает возможности случайных вещей и свободных оснований человеческой деятельности, а потому приводит к абсолютному детерминизму и фатализму. В законе достаточного основания различал реальные и идеальные основания: первые относятся к действительным вещам и их причинам; вторые – к основаниям познания и нравственности. Действительный мир рассматривается как совокупность вещей или тел, данных нам в пространстве и времени и воспринимаемых посредством чувств. Тем не менее, ощущения не дают нам адекватных образов самой субстанции, но являются всего лишь знаками или «характеристиками» ее сущности, которая состоит в недоступной чувствам и непостижимой разумом силе. Первоисточником этой субстанциональной силы, как и творцом действительного мира и человека является Бог. Признает Бога в качестве источника, а также условия и цели исполнения нравственного закона, исполнение которого должно подчиняться велению долга, а не страху наказания или упованию на загробное воздаяние. Конечная цель Божественного творения состоит в самостоятельном развитии человеком своих задатков, способностей к нравственной и познавательной деятельности, к максимально полной реализации своей свободной сущности. В целом для его учения характерны непоследовательность и незавершенность, эклектическое смешение разнородных подходов и мотивов, колебания между рационализмом и эмпиризмом, детерминизмом и волюнтаризмом, просветительским гносеологическим оптимизмом и агностицизмом и т. д. Тем не менее, его критика вольфианского рационализма оказала влияние на формирование критической философии Канта, его теории априорно-синтетических суждений, учения о практическом применении разуме, категорическом императиве и т. д.
Источники (1)
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх