Досье личности

Ценность: 1 (5)

Симпатия: 1 (5)

дата обновления - 2007-12-25

просмотров - 2

КРУТИКОВА Александра Павловна

Имя латиницей: Krutikova Aleksandra Pavlovna

Пол: женский

Дата рождения: 00.00.1851

Место рождения: Черниговская губерния, Украина

Дата смерти: 00.00.1919 Возраст (68)

Место смерти: Москва, Россия

По восточному: Свинья

География: РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ.

Ключевые слова: искусство, музыка, опера, певец.

Ключевой год: 1876

Александра Павловна КРУТИКОВА

русская артистка оперы (контральто, меццо-сопрано) и камерная певица. Жена Б. Корсова, мать Л. Корсовой. Образование получила в Риге; здесь брала уроки пения у Гейнеке, позднее в Париже у П. Вартеля. В 1866-1872 гг. училась в Петербургской консерватории (класс Г. Ниссен-Саломан), по окончании которой дебютировала в партиях Вани («Жизнь за царя» М. Глинки) и Ратмира («Руслан и Людмила») на сцене петербургского Мариинского театра, где пела до 1876 г. и в 1878-1879 гг. В 1876-1878 гг. совершенствовалась в вокальном искусстве в Париже у Э. Муццио и Милане у Гамбоджи. Весной 1878 г. пела в Севилье (Итальянская опера). В 1878-1879 гг. принимала участие в спектаклях петербургской Итальянской оперы, в 1879-1880 гг. пела в Харькове (антреприза А. Раппорта), Киеве, Одессе. В 1880-1891 гг. солистка московского Большого театра. В 1902 г. получила звание «Заслуженная артистка императорских театров». В 1914 г. вместе с Б. Корсовым гастролировала в Германии. Обладала сильным (особенно в верхнем регистре), ровным голосом обширного диапазона (в начальной сценической деятельности пела контральтовые партии, после занятий в Париже и Милане – меццо-сопрановые), способностью к свободной изящной колоратуре, ярким драматическим талантом. Репертуар включал 45 разнохарактерных партий (лирический, драматический и комический). Первая исполнительница партий: Морозовой («Опричник»), Федора («Борис Годунов»), Фатьмы («Ермак»), Ангела («Демон» А. Рубинштейна), Любови («Мазепа» П. Чайковского), Рахили («Уриэль Акоста»), Марии («Мария Бургундская»); в Большом театре – Груни («Вражья сила»), Ольги («Евгений Онегин»), Лии («Маккавеи»), Уберты («Корделия»), Княгини («Чародейка»), Графини («Пиковая дама»), Егоровны («Дубровский»), Весны-красны («Снегурочка»), Гиты («Гарольд»), Ортруды («Лоэнгрин»), Колдуньи («Гензель и Гретель»), Фидес («Иоанн Лейденский»), Маллики («Лакме»); в Харькове – Груни («Вражья сила»). Лучшие партии: Груня («Вражья сила»), Морозова («Опричник»), Графиня («Пиковая дама»), Солоха («Черевички», одна из 1-х исполнительниц, чередовалась с А. Святловской), Марина Мнишек, Фидес, Паж Урбан. Вела также концертную деятельность. Исполнила сольные партии в Реквиеме В. А. Моцарта (1868, в ансамбле с А. Барцалом, В. Рааб, О. Палечеком), оратории «Рай и Пери» Р. Шумана (1881), «Коронационной мессе» Ф. Листа (1874), 9-й симфонии Л. Бетховена (1874). Талант певицы высоко ценил Чайковский, посвятивший ей романсы «Примиренье» (оратория 25, № 1, 1874) и «Лишь ты один» (оратория 57, № 6, 1884).
Источники (1)
  • Б. С. Штейнпресс. Энциклопедический музыкальный словарь. - Москва, Советская энциклопедия, 1966
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх