Досье личности

Ценность: 1 (5)

Симпатия: 1 (5)

дата обновления - 2014-12-16

просмотров - 1

КРАТИПП (философ)

Имя латиницей: Cratippus of Pergamon

Пол: мужской

Дата рождения: реконструировано 00.00.100 до н.э.

Дата смерти: реконструировано 00.00.40 до н.э. Возраст (60)

Знак зодиака: Неизвестно

География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ.

Ключевые слова: знание, наука, философ.

Ключевой год: -50

(философ) КРАТИПП

древнегреческий философ-перипатетик. Сначала учился у академика Ариста, брата Антиоха Аскалонского, затем покинул Академию и вместе со своим другом, Аристоном Александрийским, стал приверженцем учения Перипата. Долгое время (с 51 по 46 гг. до н. э.) жил в Митилене, где с ним встречался Цицерон, но впоследствии вернулся в Афины. По-видимому, преподавал перипатетическую философию частным образом, так как о существовании в Афинах этого времени перипатетической школьной организации не известно. Цицерон характеризовал его как крупнейшего из современных философов; вероятно, он был старше Андроника Родосского и Боэта, о которых Цицерон ни разу не упоминает. Сочинения Кратиппа не сохранились. Известно о его интересе к вопросам мантики. Плутарх передает разговор Помпея с Кратиппом незадолго до битвы с Гаем Юлием Цезарем при Фарсале, упоминает жалобы Помпея на провидение и сказанные философом слова о том, что «должно принимать свершившееся, смиряясь с волей богов». У Тертуллиана его имя оказывается среди имен авторов, собиравших сведения о вещих снах. Наиболее содержательная информация сохранена Цицероном в трактате «О дивинации». Душа, по Кратиппу, отчасти происходит извне: в нас есть божественный дух, от которого происходят человеческие души; чувственно воспринимающая душа неразрывно связана с телом, душа разумная способна мыслить тем лучше, чем меньше ее привязанность к телу. Во сне или в состоянии исступления, когда связь души с телом ослаблена, душа может предвидеть будущее – на этом основано мантическое искусство. Доказывал наличие в душе особой мантической способности и самого искусства мантики (дивинации) следующим образом: подобно тому как никто не может видеть, не имея глаз, способных видеть, и всякий убеждается в том, что у него имеется эта способность, действительно что-то увидев своими глазами (хотя не всегда глаза видят верно), – так и без способности к дивинации нельзя было бы ничего предсказать, а в достоверности дивинации убеждает хотя бы единичный факт сбывшегося предсказания, который нельзя счесть случайным. Поскольку таковых фактов множество, следовательно, дивинация существует. Традиционно выделяли два вида дивинации: естественную (сны, экстатическое вдохновение) и искусственную (гадание по полету птиц, внутренностям животных, молнии и т. п.), к последней он относился предубежденно и не доверял ее силе предсказания (в отличие от стоиков), в чем был солидарен со школьной перипатетической точкой зрения. Вероятно, записи лекций (или книга) Кратиппа послужили одним из основных источников для Цицерона при работе над 1-й книгой трактата «О дивинации», наряду с сочинениями стоика Посидония.

Связи (9)
Источники (2)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх