Досье личности

Ценность: 2.143 (7)

Симпатия: 2.286 (7)

дата обновления - 2010-10-13

просмотров - 6

КРАМСКОЙ Иван Николаевич

Имя латиницей: Kramskoj Ivan Nikolaevich

Пол: мужской

Дата рождения: 08.06.1837

Место рождения: Острогожск, ныне Воронежская область, Россия

Дата смерти: 05.04.1887 Возраст (49)

Место смерти: Петербург, Россия

Знак зодиака: Близнецы

По восточному: Петух

География: РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ.

Ключевые слова: живопись, знание, искусство, критик, художник.

Ключевой год: 1873

Иван Николаевич КРАМСКОЙ

русский художник, критик и теоретик искусства. Один из самых значительных мастеров русского реализма XIX в. Родился в бедной мещанской семье. Был канцеляристом-переписчиком, подмастерьем у иконописца, работал ретушером у странствующего фотографа. Учился в Академии художеств (1857-1863). Жил и работал в Петербурге. Завоевав высокий авторитет уже в молодые годы, стал инициатором т. н. «бунта четырнадцати» (вспыхнувшего как утверждение права учеников самим выбирать свои сюжеты, отказываясь от навязанных извне идеалистически-отвлеченных программ), а также организатором Артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок. В своих статьях и обширной переписке (с И. Е. Репиным, В. В. Стасовым, А. С. Сувориным и др.) писал о необходимости правдивого и ответственного искусства, которое создается «не краской и кистями, а нервами» (сам Крамской о Д. Веласкесе из письма Стасову, 1876); при этом мерилом таланта у него служит «тенденциозность», т. е. умение испытывать «любовь и ненависть» к действительности (из письма к Суворину, 1885). Идеи жизненной, причем «тенденциозной» активности искусства, в той же мере отражающего, сколь и преображающего косный, фальшивый мир, сближали позиции Крамского с эстетикой революционных демократов типа Н. Г. Чернышевского. Проявил себя прежде всего как замечательный портретист. Начиная с автопортрета 1867 г. он утверждает идеалы гордой, нравственно сильной личности; при этом образы (Л. Н. Толстого, 1873; П. М. Третьякова, 1876; Н. А. Некрасова «в период "Последних песен"» (1877-1878); живописца А. Д. Литовченко (1878); М. Е. Салтыкова-Щедрина (1879); все – Третьяковская галерея; И. И. Шишкина (1880); В. С. Соловьева, 1885; оба – Русский музей) не идеализируются сверх меры, впечатляя убедительностью характера и деталей. Та же мягкая живописность, четкая ясность пластической композиции выделяет и его крестьянские образы [«Полесовщик», 1874, там же; «Крестьянин с уздечкой» («Мина Моисеев»), 1883, Киевский музей русского искусства], которые по-своему значительны и внутренне-величавы. Мастер часто применял в портретах (напр., художника Ф. А. Васильева, 1871, Третьяковская галерея) монохромную технику соуса (живопись смесью черного красящего порошка с клеем и водой), добиваясь особой тонкости светотеневых переходов. Этапное значение имеют сюжетно-тематические полотна художника. Наряду с Н. Ге он выступил как реформатор религиозной картины, придавая ей актуально-политическое звучание. Его «Христос в пустыне» (1872, там же) выглядит как собирательный образ современного человека в момент мучительного внутреннего выбора. Тяжелая дума цепенеет, застывая на грани отчаяния в последнем большом замысле художника – неоконченной картине «Хохот» («Радуйся, царю Иудейский», Русский музей), с тупой и самодовольной толпой стражников и фарисеев, осмеивающей Христа. Все творчество мастера пронизывает тяга к картине-символу, воплощающему «вечные темы» – такие, как чудо потустороннего мира («Русалки» по мотивам повести Н. В. Гоголя «Майская ночь», 1871), упадок и бренность (оставшийся неоконченным «Осмотр старого дома», 1873), смерть («Неутешное горе», 1884; все – Третьяковская галерея). В таинственные олицетворения женского начала порой превращаются его портреты (Е. А. Третьяковой в «Лунной ночи», 1880, или «Неизвестной», 1883; оба – там же). Во всех этих вещах мастер выступает как непосредственный предшественник символизма. Работал и как педагог (преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, 1863-1868), – самым знаменитым его учеником стал И. Е. Репин.

Связи (33)
Источники (2)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх