Досье личности

Ценность: 1 (5)

Симпатия: 1 (5)

дата обновления - 2012-09-06

просмотров - 2

КОЗЬМА ПРЕСВИТЕР

Имя латиницей: Koz`ma Presviter

Пол: мужской

Дата рождения: реконструировано 00.00.930

Дата смерти: реконструировано 00.00.990 Возраст (60)

По восточному: Тигр

География: БАЛКАНЫ, БОЛГАРИЯ.

Ключевые слова: литература, писатель.

Ключевой год: 970

ПРЕСВИТЕР КОЗЬМА

южнославянский церковный писатель. Хронологическими данными для определения эпохи деятельности Козьмы обыкновенно служат упоминание у него о начале богомильского движения «в лета правоверного царя Петра болгарского» (927-968) и указание духовенству, как на образец для подражания, на «Иоанна пресвитера нового, которого и из вас самих многие знают». Иоанн Экзарх был современником болгарского царя Симеона (893-927); его едва ли могли помнить даже старые люди позднее конца X и начала XI вв. Но упоминание о «земле болгарской», как о чуждой автору и его слушателям территории, о времени же царя Петра, о попе Богомиле и Иоанне Экзархе, как о далеких по времени деятелях, которым противопоставляются «сии лета», в связи с отсутствием обращений к болгарской пастве, заставляет смотреть на подражание Иоанну Экзарху, как на простую традицию, а не на живой образец. В произведении Козьмы Пресвитера нет следов новизны впечатлений от «новоявившейся ереси»; в то же время чувствуется начало реакции, почему эпоху его деятельности приходится значительно отодвинуть от второй четверти X в. Лучший список называет произведение Козьмы Пресвитера «Беседой», а эпитет автора, «недостойный», говорит о большей близости данного текста к оригиналу, чем остальных, называющих Козьму «святым». Он обличает не только богомилов, но и православное духовенство, которое своими пороками и нерадением вызвало антицерковное и антигосударственное течение. Полная высоких литературных достоинств, обширная «Беседа» является единственным славянским источником по истории богомильства, близким по времени к развитию движения и сравнительно беспристрастным. Забытое на славянском юге в своем целом виде (отрывки, анонимные, помещались в русских сборниках), произведение Козьмы Пресвитера стало популярно на Руси в конце XV в., в разгар борьбы с ересью жидовствующих и до сих пор переписывается старообрядцами, ценящими обличительный его характер, «Сколько бесед написал Козьма пресвитер» («Сборник статей, посвященных профессору Дринову». Харьков, 1908); М. Попруженко, «Святой Козьма пресвитер «Слово на еретики» (СПб., 1907); его же, «Козьма Пресвитер» («Известия Русского Археологического института в Константинополе», XV, 1911, где указана литература).

Связи (2)
Источники (2)
  • В. М. Кожевникова. Литературный энциклопедический словарь. - Москва, Советская энциклопедия, 1987
  • http://biography-dictionary.info
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх