Досье личности

Ценность: 1 (5)

Симпатия: 1 (5)

дата обновления - 2008-03-24

просмотров - 4

КОЗЛОВ Алексей Александрович

Имя латиницей: Kozlov Aleksei Aleksandrovich

Пол: мужской

Дата рождения: 20.02.1831

Место рождения: Москва, Россия

Дата смерти: 12.03.1901 Возраст (70)

Место смерти: Петербург, Россия

Знак зодиака: Водолей

По восточному: Кот

География: РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ.

Ключевые слова: знание, наука, психолог, философ.

Ключевой год: 1885

Алексей Александрович КОЗЛОВ

русский философ. Один из первых представителей персонализма в России, развивал концепцию панпсихизма. Издатель первых в России философских журналов «Философский трехмесячник» (1885-1887) и «Свое слово» (1888-1898). Выступал и как публицист. Незаконнорожденный сын помещика И. А. Пушкина от крепостной. Фамилию получил от отчима. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1854). Серьезное влияние на него оказали философские идеи А. Шопенгауэра, а в дальнейшем – Э. Гартмана. К его наиболее важным сочинениям надо отнести: «Философские этюды» (1876), «Философия как наука» (1877), «Философия действительности, изложение системы Дюринга» (1878), «Современные направления в философии» (1881-1882). Собственную философскую систему он именовал «панпсихизмом». Признавал связь своих воззрений с рядом учений европейской философии, в т. ч. с системами Канта и Шопенгауэра, но прежде всего с традицией лейбницианской монадологии (Лейбниц, Лотце, Тейхмюллер). Собственно для концепции «панпсихизма» внешних по отношению к сознанию реальностей в онтологическом смысле не существует. На русскую философию его учение оказало большое влияние. Его последователем, в частности, был Н. О. Лосский.
Связи (1)
Источники (1)
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
Факты (1)

21.02.2011 Мартыненко Ольга

Краткая биография: Козлов Алексей Александрович - философ-персоналист. Окончил Московский университет в 1854. Профессор Киевского университета с 1884. Издатель журналов "Философский трехмесячник" и "Свое слово". Признавал существование множества бесконечных духовных субстанций, центральная из которых - Бог. Критиковал гегелевскую диалектику, позитивизм и материализм. В морали близок Ницше. Система КОЗЛОВА близка системе порследователя Лейбница Тейхмюллера (1832-1888), бывшего одно время профессором Дерптского университета.КОЗЛОВ и ЛОПАТИН свидетельствуют о том, что в России была самостоятельная философская мысль, но они не представляют оригинальной русской философии, всегда тоталитарной по постановке проблем, всегда соединяющей теоретический и практический разум, всегда окрашенной религиозно. Успех философии Шопенгауэра и Гартмана нашедших себе в России многочисленных поклонников. Учение: Вся внешняя действительность, понимаемая Козловым в духе панпсихизма, предстает как иерархия духовных субстанций на разных степенях их развития, в их взаимодействии и взаимообособлении, с их творческой активностью. Все пространственные тела и материальные объекты суть лишь значки духовных субстанций, являющихся единственным в себе сущим бытием. Главные сочинения: "Философские этюды", "Философия действительности", "Религия графа Л.Н.Толстого, его учение о жизни и любви". http://istina.rin.ru/cgi-bin/print.pl?sait=3&id=4379 Разбор идейной эволюции: Козлов Алексей Александрович - философ (1831 - 1900). Окончил курс в Московском университете. Первоначально примкнул к материалистическому направлению, но вскоре знакомство с сочинениями Конта, а отчасти и Канта привело Козлова к позитивизму, с точки зрения которого он подверг разбору "Исторические письма" Миртова-Лаврова ("Знание", 1871, 3). Затем, под влиянием Шопенгауэра и Гартмана (его "Философию бессознательного" Козлов изложил под заглавием: "Сущность мирового процесса", Москва, 1873 - 1876), а также более близкого знакомства с Кантом, Козлов обнаруживает заметное тяготение к метафизике и, в частности, к шопенгауэровской философии воли ("Владимир Соловьев, как философ", "Знание", 1875, 1 - 2). В 1876 году начинается профессорская деятельность Козлова в Киевском университете, конец которой был положен тяжкой болезнью в 1887 году. Несмотря на явное предпочтение философии Шопенгауэра ("Два основных положения философии Шопенгауера", "Киевские Университетские Известия", 1877, 1), Козлов чувствует некоторую неудовлетворенность метафизикой воли ("Философские этюды", часть I, СПб., 1876) и пытается отыскать новые основы для своего мировоззрения у Дюринга ("Философия действительности", Киев, 1878). Остановившись на философии Платона ("Философские этюды", часть II, Киев, 1880), Козлов порывает с философией Шопенгауэра и обращается к другим представителям новой философии, начиная с Декарта ("Генезис теории, пространства и времени Канта", Киев, 1884). Затем Козлова особенно привлекают Лейбниц, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Гербарт и новейшие приверженцы философии Лейбница (Лоце и особенно Тейхмюллер). В окончательной форме свои философские воззрения, в основных чертах сильно напоминающий Тейхмюллера, Козлов изложил в периодически выходившем сборнике "Свое Слово" (№ 1 - 3, Киев, 1888 - 1890; № 4, СПб., 1892). В 1886 году Козлов начал издавать первый русский философский журнал "Философский трехмесячник", целиком состоявший из статей самого редактора. Свое философское миросозерцание Козлов называет панпсихизмом. Краеугольным понятием в нем является понятие бытия. Оно не образуется путем отвлечения; источником его служит первоначальное сознание. Будучи простым и непосредственным, это сознание представляет три области: сознание о содержании, сознание о форме и сознание о нашей субстанции. Все они дают материал для образования понятия бытия, но самое это понятие составляет особую группу сознания, а именно о формах или способах отношения между элементами первоначального сознания. Таким образом, понятие бытия имеет своим содержанием знание о нашей субстанции, ее деятельностях и содержании этих деятельностей в их единстве и отношении друг к другу. Все познание опирается, в конце концов, на познание "я". Мы переносим эти понятия на другие субстанции. В мысли о бытии и сущности действительного мира надо совершенно устранить время и не вводить его в наше понятие мира. Время, помимо акта мысли и представления субстанций, не имеет никакого смысла и полагается только ими. За идеею пространства Козлов также отрицает всякую реальность. Образование этой идеи не может быть объяснено при помощи ассоциации, так как это объяснение попадает в ложный круг. Развитие идеи пространства проходит через стадии субъективного, объективного и геометрического пространства. В этом процессе главную роль играет наша мыслящая деятельность, так что основные свойства, мыслимые нами в идее пространства, суть на самом деле признаки не пространства, которое само по себе не имеет никакой реальности, а нашей мыслящей деятельности, которая по поводу ощущений созидает эту идею. Если же пространство и время не существуют сами по себе, то не существует в действительности и все находящееся в пространстве и времени. Существует только духовный мир, т.е. духовные субстанции с их деятельностями и отношениями, а наши тела и весь материальный мир суть только значки этих духовных субстанций, их деятельностей и отношений. Наука одна, и высшей, истинной ее формой является философия; существующее разделение одной науки на многие условно и основано на частной точке зрения, имеющей в виду удобства изучения. - См. Аскольдов , "Козлов" (Москва, 1912). http://www.slovarik.kiev.ua/biography/k/21060.html
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх