Досье личности

Ценность: 1 (5)

Симпатия: 1 (5)

дата обновления - 2010-12-12

просмотров - 4

КОВАЛЕВСКИЙ Петр Евграфович

Имя латиницей: Kovalevskij Petr Evgrafovich

Пол: мужской

Дата рождения: 16.12.1901

Место рождения: Петербург, Россия

Дата смерти: 04.05.1978 Возраст (76)

Место смерти: Париж, Франция

Знак зодиака: Стрелец

По восточному: Бык

География: РОССИЯ, ФРАНЦИЯ.

Ключевые слова: знание, историк, книга, наука, просветитель, религия.

Ключевой год: 1925

Петр Евграфович КОВАЛЕВСКИЙ

русский историк и библиограф. Сын Евграфа Петровича Ковалевского (младшего), члена ученого комитета министерства народного просвещения, председателя комиссии по народному образованию Государственной думы. Среднее образование получил в училище при Реформатских церквах в Петербурге по классическому греко-латинскому отделению. В селе Ютановка Воронежской губернии началась его церковная работа: прислуживание, пение и чтение в церквах. Участвовал в 1918 г. в Петрограде в устройстве встречи патриарха Тихона. Различные послушания исполнял в Харькове в Покровском монастыре (1918-1919), в Спасской церкви в Симферополе и на Андреевском подворье в Константинополе (1919-1920). В феврале 1920 г. вместе с родителями эмигрировал во Францию. В июле 1920 г. выдержал экзамен в Комиссии при бывшем Российском посольстве, утвержденный французским министерством народного просвещения и получил аттестат зрелости. В октябре того же года поступил на историко-филологический факультет Парижского университета. Прослушал курсы французского и древних языков, затем на отделении новых языков – курсы русской литературы и русского языка (у профессора Э. Ольмана), русской народной поэзии (у профессора Н. Кульмана), истории христианства в России (у профессора А. Картошево), истории французского языка. Средства на жизнь давало репетиторство. В июле 1922 г. получил диплом Парижского университета и по рекомендации Русской академической группы был оставлен на кафедре русского языка и словесности. Кроме историко-филологического факультета, слушал лекции и работал отдельно с профессорами Русского юридического факультета при Парижском университете. Был слушателем русских высших педагогических курсов и русских богословских курсов в Париже. В 1924-1925 гг. писал докторскую диссертацию. Одновременно учился в Школе восточных языков. Преподавал латинский язык в только что основанном Православном Богословском институте в Париже, на Высших женских богословских курсах. С сентября 1926 по 1941 гг. служил преподавателем русского языка, литературы, истории и географии России во французском государственном лицее «Michelet». Осенью 1930 г. был приглашен для чтения лекций по русской литературе на Русском историко-филологическом факультете при Парижском университете, а в 1934 г. – в славянский институт Женевского университета для прочтения лекций о Лескове и Мельникове-Печерском. Начиная с 1935 г. по приглашению профессорских объединений читал лекции по-французски в Ажене, Бордо, Гавре, Дижоне, Лионе и Меце. Наряду с преподавательской деятельностью, вел большую церковную, просветительную и общественную работу. С февраля 1920 г. принял на себя заведывание прислуживающими при Ниццских церквах, а в мае того же года был привлечен отцом Иоаковом Смирновым к устройству прислуживания при Александро-Невском храме в Париже. В 1921 г. он возглавил и все последующие 50 лет руководил работой первого православного Братства, основанного в Париже – Братства Св. Александра Невского, целью которого являлось привлечение зарубежной молодежи к работе в церкви, прислуживанию, пению и чтению в храмах и помощи разъездному духовенству. По его инициативе создалось объединение организаторов лагерей молодежи для обсуждения общих нужд и координации просветительной работы. В качестве секретаря организационного комитета принимал ближайшее участие в устройстве в Париже «Дней русской культуры для юношества и детей». С 1922 г. стал инициатором создания христианских и православных студенческих кружков, объединившихся в Русское студенческое христианское движение (РСХД). В 1924 и 1925 гг. был делегатом от Франции на съездах движения в Праге. С 1924 по 1939 гг. состоял председателем Национального студенческого союза во Франции. В 1929 студенческие организации в Париже объединились в Федерацию студенческих организаций, председателем которой он был избран. Кроме того, был представителем Объединения русских эмигрантских студенческих организаций (ОРЭСО) на различных международных съездах и собраниях. С 1924 г. принимал участие в работе Центрального комитета по обеспечению высшего образования русскому юношеству за границей (Федоровский комитет) вначале как его член, а с 1926 по 1930 гг. как его генеральный секретарь. С июля 1925 г. состоял членом, а с марта 1933 г. – секретарем Русского эмигрантского комитета, объединявшего свыше 300 русских организаций во Франции: был генеральным секретарем Союза русских педагогов. В 1944 г. был избран генеральным секретарем Общеправославного комитета по экуменической работе. Установив по заданию митрополита Евлогия связь с Центральным комитетом «Недели молитвы» в Лионе (глава – аббат П. Кутюрье), в течение многих лет он оставался официальным представителем православных в этой организации. В 1947 г. стал одним из инициаторов встреч между православными и католическими богословами. После окончания войны по предложению издателя Г. Пайо написал университетский «Курс русской истории», который вышел в 1948 г. и был принят как руководство во многих высших школах Западной Европы; за этот труд ему было присвоено звание лауреата французской Академии моральных и политических наук. Читал лекции по русской духовной культуре на вечерних курсах при Богословском институте (1947-1948) и в Центре изучения цивилизации и духовной жизни народов (1949); по агиологии и истории русской церкви на Высших женских богословских курсах в Париже (1950-1951) и в Православном институте Св. Дионисия (на французском языке). Вместе с профессором Католического института И. В. Пузино он основал в 1953 г. Парижский научный институт. В 1962 г. возглавил Русскую академическую группу в Париже. Им были опубликованы: «Краткая история русского рассеяния и его культурной роли» (1951), «Краткая история рода Ковалевских» (1951-1954), «Культурный и исторический атлас России и славянских стран» (1961), «История Церкви. (Общая и русская)» (1958), «Св. Сергий и религиозная жизнь русского народа» (1958, 1969), работа по истории православного монашества (Лозанна, 1969). С 1954 г. являлся постоянным сотрудником католического журнала «Иреникон», в котором вел отдел библиографии исторических трудов: работал в газете и журнале «Возрождение», газете «Русская мысль», в «Церковном вестнике» и др. Им были опубликованы серия статей о православных святынях Франции, ряд очерков по сравнительному богословию, по истории русского зарубежья и пр. Обострившееся давнее заболевание (туберкулез позвоночника) заставило его в 1961-1967 гг. прекратить всякую работу. Лишь с 1968 г. он начал читать в Кенигштейне (Германия) лекции на ежегодных двухнедельных курсах для студентов и преподавателей русского языка. В 1970 г. ему поручили лекции во французском университетском Центре восточных языков для дипломников и докторантов. С начала 1960 г. входил в качестве генерального секретаря в комиссию по сбору материалов для «Золотой книги» русского зарубежья, возглавлявшуюся Д. Рябушинским. До своей болезни он успел выпустить первую часть работы, озаглавленную «Наши достижения, роль русской эмиграции в мировой науке» (1960-1961). Позднее выпустил в Париже всеобъемлющий труд об эмиграции, ставший итогом многолетней работы – «Зарубежная Россия. История и культурно-просветительская работа русского зарубежья за полвека. 1920-1970» (1971). В 1968 г. стал председателем Общества охранения русских культурных ценностей, основанного Д. Рябушинским. Как товарищ председателя парижского Союза русских писателей и журналистов поддерживал тесные связи с литераторами-эмигрантами.
Связи (1)
Источники (5)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх