Досье личности

Ценность: 1 (5)

Симпатия: 1 (5)

дата обновления - 2008-03-11

просмотров - 2

КОРКУНОВ Николай Михайлович

Имя латиницей: Korkunov Nikolaj Mikhajlovich

Пол: мужской

Дата рождения: 26.04.1853

Место рождения: Петербург, Россия

Дата смерти: 10.12.1904 Возраст (51)

Место смерти: станция Удельная, ныне Ленинградская область, Россия

Знак зодиака: Телец

По восточному: Бык

География: РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ.

Ключевые слова: знание, право.

Ключевой год: 1894

Николай Михайлович КОРКУНОВ

русский теоретик права и социолог. В 1874 г. окончил юридический факультет Петербургского университета, преподавал в Александровском лицее и Военно-юридической академии. В 1893 г. защитил магистерскую, а в 1894 г. – докторскую диссертацию. С 1895 г. – профессор Петербургского университета. Развивал концепцию «социально-психической наследственности», базирующейся на принципе социально-психологического детерминизма и признающей обусловленность всех явлений социальной жизни условиями «среды», понимаемой в физическом (географические и геополитические условия), социально-культурном (культурный опыт народа) и духовном (стремление к определенным идеалам) смысле. Он считал, что особое значение для общественных наук имеет задача исследования характера функционирования «идеалов», принятых в том или ином обществе. Доказывая, что любая общественная организация нормативна по своей природе, ученый выделял два основных типа норм: технические и этические. Технические нормы объективны, поскольку основаны на конкретном опыте (правила гигиены, организации производства, грамматики и т.п.). Этические же нормы – субъективны по происхождению, но в то же время имеют своей целью «общий интерес» и поэтому гораздо более универсальны, «единообразны» и императивны. Существенно то, что, согласно Коркунову, к этическим нормам относятся как нравственные, так и юридические законы. В первую очередь это связано с тем, что и те и другие в равной мере обращены к личности и, в конечном счете, должны быть ею признаны.
Источники (1)
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
Факты (1)

19.02.2011 Мартыненко Ольга

Разбор его трудов: Коркунов, Николай Михайлович - выдающийся государствовед (1853 - 1904). Окончил курс на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета; читал энциклопедию права в Александровском лицее и Санкт-Петербургском университете, государственное право иностранных держав и международное право - в военно-юридической академии; после смерти А.Д. Градовского занял кафедру государственного права в Санкт-Петербургском университете; получил степень магистра за "Курс русского государственного права", степень доктора - за диссертацию: "Указ и закон". Работал в кодификационном отделе и в комиссии, кодифицировавшей финляндские законы. Наибольшей известностью пользуются его курсы "Общей теории права" (переведено на несколько иностранных языков) и "Русского государственного права" (семь изданий); посмертные издания "Курса" редактированы и дополнены: общая часть - Горенбергом, Соколовым и Аваловым , особенная часть - Горенбергом (1909 - 1913). "Общая теория права" составляет поныне наиболее полный и цельный курс энциклопедии права; Коркунов выступает в ней учеником Геринга, значительно дополняя теории своего учителя. Право, по учению Коркунова, есть не защита, а разграничение интересов; юридические нормы разграничивают интересы субъектов права, в отличие от норм технических, дающих средства к достижению целей; нравственные нормы дают оценку интересов и поступков самого субъекта, в отличие от права, касающегося отношений между субъектами. Разграничение интересов правовыми нормами происходит двояким путем: разделением объекта пользования и приспособлением его к общему пользованию; на этой идее основано различие между частным и публичным правом. В "Общей теории права" обоснованы были и главнейшие положения Коркунова в области общего государственного права, подробнее развитые в его двух диссертациях. Государство, по учению Коркунова, является юридическим отношением между властвующими и подвластными; государственная власть есть не столько воля, сколько сила, которой граждане обязаны подчиняться, но подчиняться сознательно; только сознательное подчинение способно создавать правовое государство. Эту теорию сам автор назвал субъективным реализмом; если государство - юридическое отношение, то субъектом являются все участники этого отношения, от монарха до последнего подданного, а объектом - государственная власть. Эта основная теория Коркунова в настоящее время совершенно оставлена (см. Дьяконов , "Новая политическая доктрина", "Журнал Министерства Народного Просвещения", 1894, сентябрь; Алексеев , "К учению о юридической природе государства и государственной власти", "Русская Мысль", 1894, II; Сергеевич , "Новые учения в области государственного права", "Журнал Министерства Юстиции", 1894; ответ Коркунова там же, 1895, 2). Коркунов не создал школы, несмотря на свои дарования. Причину тому можно видеть в политическом характере его учений; он был идеологом "правового самодержавия". Одним из наиболее важных средств к обоснованию автократического государственного строя он считал необходимость точного разграничения понятий закона и указа; в обоих случаях устанавливаются общие юридические нормы, но в существенно различных формах. На этой теории Коркунов строил разделение властей, как различных функций государственного властвования. Политической гарантией правового строя, по его мнению, могла являться единственно судебная проверка государственных и правительственных актов; не парламент или народное представительство, а суд должен проверять юридическую силу этих актов. Ни история, ни практика иностранных государств не оправдывают этих взглядов Коркунова; при господстве абсолютизма нигде не удалось установить судебную независимость; в неограниченной монархии безусловно невозможно провести различие между законом и указом, так как источником всех юридических норм является монарх, которого не могут стеснить какие бы то ни было формы проявления его воли. В русском праве Коркунов обосновывал понятие закона на необходимости участия в его издании государственного совета (в отличие от Градовского, считавшего, что признаком отличия закона от указа является подпись монарха); все остальные проявления воли монарха Коркунов считал указами. В настоящее время русская наука прочно установила ошибочность этого взгляда. Другие труды Коркунова: "История философии права" (1-е издание, Санкт-Петербург, 1908), "Общественное значение права" (Санкт-Петербург, 1890), "Сравнительный очерк государственного права иностранных держав" (Санкт-Петербург, 1890), "Пропорциональные выборы" и ряд статей в "Юридической Летописи", "Журнал гражданского и уголовного права", "Журнал Министерства Юстиции" и другие. Эти статьи были изданы в 1898 году в "Сборнике статей 1877 - 1897 годов", с приложением полного библиографического указателя работ Коркунова. С.А. Корф. http://www.rulex.ru/01110817.htm
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх