Досье личности

Ценность: 3.143 (7)

Симпатия: 2.714 (7)

дата обновления - 2015-02-04

просмотров - 6

КОРЧАК Януш

Другое имя: Гольдшмидт Генрик – наст. имя и фам.

Имя латиницей: Korczak Janusz; Goldszmidt Henryk

Пол: мужской

Дата рождения: 22.07.1878

Место рождения: Варшава, Польша

Дата смерти: 05.08.1942 Возраст (64)

Место смерти: Треблинка, Польша

Знак зодиака: Лев

По восточному: Тигр

География: ЕВРОПА, ПОЛЬША.

Ключевые слова: автор, знание, литература, ЛИЧНОСТИ журнал, медицина, наука, педагог, писатель.

Ключевой год: 1901

Януш КОРЧАК

польский писатель, педагог, врач. В 1898 г. поступил на медицинский факультет Варшавского университета, одновременно обучался на подпольных высших курсах. Летом 1899 г. он ездил в Швейцарию, чтобы поближе познакомиться с результатами педагогической деятельности Песталоцци. В своей поездке особенно интересуется школами и детскими больницами. В 1903-1911 гг. работал в еврейской детской больнице им. Берсонов и Бауманов и воспитателем в летних детских лагерях. Являлся членом еврейского благотворительного Общества помощи сиротам. 23 марта 1905 г. получил диплом врача. В качестве военного врача принимал участие в Русско-японской войне. В 1907 г. поехал в Берлин, где слушал лекции и проходил практику в детских клиниках, знакомился с различными воспитательными учреждениями. Проходил стажировку также во Франции, посещает детский приют в Англии. В 1911 г. оставляет профессию врача и основывает «Дом сирот» для еврейских детей, которым руководил (с перерывом в 1914-1918) до конца жизни. От филантропов, субсидировавших его начинание, он потребовал полной независимости в своей административной и воспитательской деятельности. В 1914-1918 гг. находился на Украине, в частности, в Киеве, где, кроме деятельности военного врача, занимался обустройством детского дома для польских детей, а также написал книгу «Как любить ребенка». Вернулся в Варшаву в 1918 г., где руководил детскими приютами, преподавал, сотрудничал с журналами, выступал по радио, читал лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах. В 1919-1936 гг. он принимал участие в работе интерната «Наш дом» (на Белянах) – детского дома для польских детей, – где также применял новаторские педагогические методики. В 1926-1932 гг. редактировал еженедельник «Малое обозрение» (приложение для детей к еврейской газете «Наше обозрение»), в котором активно участвовали его воспитанники. В 1899 г. присутствовал в качестве гостя на Втором Сионистском конгрессе. Преклоняясь перед Теодором Герцлем, он, однако, не принял идей сионизма, считал себя поляком во всем, кроме религии, следование которой, по его убеждениям, было личным делом каждого. Он ждал, как великого чуда, независимости Польши и верил в полную ассимиляцию евреев. Кровавые еврейские погромы, устроенные польскими националистами в 1918-1919 гг., посеяли в его душе глубокое разочарование. С приходом Гитлера к власти в Германии и ростом антисемитизма в Польше в нем пробудилось еврейское самосознание. Он стал польским несионистским представителем в Еврейском агентстве. В 1934 и 1936 гг. он посетил подмандатную Палестину, где встретил многих бывших своих воспитанников. В 1940 г. вместе с воспитанниками «Дома сирот» он был перемещен в Варшавское гетто. Отклонил все предложения неевреев-почитателей его таланта вывести его из гетто и спрятать на «арийской» стороне. В этот период он был арестован, несколько месяцев провел в тюрьме. Освобожден по ходатайству провокатора А. Ганцвайха, который таким образом хотел заработать авторитет среди евреев. В гетто Корчак отдавал все силы заботе о детях, героически добывая для них пищу и медикаменты. Его воспитанники изучали иврит и основы иудаизма. За несколько недель до Песаха в 1942 г. провел тайную церемонию на еврейском кладбище: держа Пятикнижие в руках, взял с детей клятву быть хорошими евреями и честными людьми. Когда в августе 1942 г. пришел приказ о депортации Дома сирот, он пошел вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской (1886-1942), другими воспитателями и примерно 200 детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в Треблинку. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочел остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере. Печататься Корчак начал с 18 лет, в 1898 г. он взял свой псевдоним. Его повести для взрослых и детей «Дети улицы» (1901), «Дитя гостиной» (1906), «Моськи, Иоськи и Срули» (1910; в русском переводе – «Лето в Михалувке», 1961), «Король Матиуш Первый» (1923) и др.; новеллы, беседы, статьи и дневник 1942 г. вводят читателя в сложный мир детской психологии, содержат наблюдения над жизнью Польши 1900-1942 гг., отражают богатый опыт врача и педагога. Ему принадлежит также свыше 20 книг о воспитании (главные из них – «Как любить ребенка», 1914, и «Право ребенка на уважение», 1929). Героизм и мученичество писателя вошли в легенду. Его жизни и гибели посвящены многочисленные исследования и произведения: мемуары сотрудника Корчака Игоря Неверли (1903-1987), прошедшего, несмотря на свое нееврейское происхождение, через концлагеря – Майданек, Освенцим и др. – «Живые связи» (1966, польский язык), воспоминания участника польского Сопротивления Казимежа Дебницкого «Корчак вблизи» (есть русский перевод), поэма А. Цейтлина (1898-1973) «Последний путь Януша Корчака» («Януш Корчакс лецтер ганг», 1970, идиш), драма Э. Сильваниуса «Корчак и дети» (1958, немецкий язык) и др.

Афоризмы (1)
Медиа (1)

Януш КОРЧАК в журнале «Личности»:

ЯНУШ КОРЧАК: ВЫБОР ДОКТОРА

Личности 76/2014
Среди прав ребенка, провозглашенных в Хартии Януша Корчака, изумляет и рвет шаблон последнее: право на смерть. На преждевременную, от болезни или от несчастного случая, он настаивал, что у любого ребенка есть это право. А в пронзительной легенде о подвиге Януша Корчака больше всего потрясает то, что он мог спастись. Что у него был выбор возможно, даже в самый последний момент. Однако вся жизненная философия Корчака, весь его длинный путь свидетельствуют: подобный выбор не стоял перед ним ни мгновения. Такая возможность была исключена для него категорически, и он лишил себя ее… Читать далее
Связи (5)
Источники (10)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх