Досье личности

Ценность: 5,741 (27)

Симпатия: 5,577 (26)

дата обновления - 2017-09-26

просмотров - 25

КОНФУЦИЙ

Другое имя: Кун Фу-цзы; Кун-цзы; Кун Цю; Кун Чжун-ни

Имя латиницей: Confucius; Kong Fuzi; Kong Zi; Kong Qiu; Kong Zhongni

Пол: мужской

Дата рождения: приблизительно 28.09.551 до н.э.

Место рождения: царство Лу, ныне Цюйфу, провинция Шань-дун, Китай

Дата смерти: приблизительно 11.05.479 до н.э. Возраст (72)

Место смерти: Цюйфу, провинция Шаньдун, Китай

Знак зодиака: Весы

География: ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ, КИТАЙ.

Ключевые слова: автор, знание, идеолог, культура, ЛИЧНОСТИ журнал, наука, основатель, сирота, философ.

Ключевой год: -496

КОНФУЦИЙ

древнекитайский мыслитель. Отец его, который был старше матери на 46 лет, умер, когда Конфуцию было три года, мать – когда ему было шестнадцать лет. В молодости ему пришлось быть управляющим складами и надсмотрщиком над стадами. В 50 лет впервые оказался на государственной службе, однако пост первого советника в Лу (496 г. до н. э.) покинул почти сразу же, уйдя в отставку. Следующие 13 лет он посещал властителей позднечжоуского Китая, стремясь склонить их к принятию своего этико-политического учения. Его известность как знатока книг «Ши цзин» и «Шу цзин», ритуала и музыки привлекла к нему множество учеников, составивших собрание его суждений и диалогов – «Лунь юй» (один из основных источников по этико-религиозному учению конфуцианства). Подчеркивая свою приверженность традиции, он говорил: «Я передаю, но не создаю, я верю в древность и люблю ее» (Лунь Юй, 7.1). Золотым веком для Китая считал первые годы правления династии Чжоу (1027-256 гг. до н. э.). Напротив, современность представлялась царством хаоса. Нескончаемые междоусобные войны, все усиливающаяся смута привели его к выводу о необходимости новой моральной философии, которая опиралась бы на представление об изначальном добре, заложенном в каждом человеке. Прототип нормального общественного устройства видел в добрых семейных отношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них (жэнь, принцип «человечности»), а младшие, в свою очередь, отвечают любовью и преданностью (принцип «справедливости»). Особенно подчеркивалась важность исполнения сыновнего долга (сяо – «сыновняя почтительность»). Мудрый правитель должен управлять с помощью воспитания у подданных чувства благоговения перед «ритуалом» (ли), т. е. моральным законом, прибегая к насилию только как к последнему средству. Отношения в государстве во всем должны быть подобными отношениям в хорошей семье: «Правитель должен быть правителем, подданный – подданным, отец – отцом, сын – сыном» (Лунь Юй, 12.11). Он не был основателем религии, и на вопрос одного из учеников о загробном мире как-то ответил: «Не научившись [честно] служить людям, можно ли [достойно] служить духам?» (Лунь Юй, 11.11). Однако после его смерти в его честь были воздвигнуты храмы и стал складываться религиозный по форме культ Конфуция как первоучителя человечества. Конфуцианство приобрело в Китае статус официального вероучения, благодаря системе экзаменов государственные должности могли занимать только ученые-конфуцианцы (хотя конфуцианское учение в традиции понималось скорее как «наука» вообще, а конфуцианцы – «жу», т. е. просто как «ученые», «образованные»). Уже первый император ханьской династии Гао-Цзу посетил могилу Конфуция на его родине в Цюйфу и принес в жертву быка. Через 50 лет был воздвигнут храм в его честь. В 267 г. императорским указом предписывалось приносить в столице и на родине Конфуция четырежды в год в жертву овцу, свинью и быка. В 555 г. предписывалось сооружение в каждом городе, где есть представитель власти, храма в честь Конфуция. В начале ХХ в. род Конфуция насчитывал 20-30 тысяч членов, он существует и ныне. Старший потомок Конфуция по прямой линии носит наследственный княжеский титул, при императорах он должен был посвящать себя уходу за могилой и храмом. Один из самых известных иезуитских исследователей Китая, М. Риччи, пытался найти концептуальную связь между китайскими духовными учениями и христианством. Возможно, его исследовательская программа страдала европоцентризмом, но исследователь не готов был отказаться от мысли, что Китай мог успешно развиваться вне приобщения к христианским ценностям. При этом Риччи говорил, что «Конфуций является ключом к китайско-христианскому синтезу». Более того, он считал, что всякая религия должна иметь своего основателя, получившего первое откровение или Пришедшего, поэтому он назвал Конфуция основателем «конфуцианской религии». Философ Н. Мальбранш в своей книге «Беседа христианского мыслителя с китайским», вышедшей в 1706 г., вел полемику с конфуцианством. Н. Мальбранш утверждает в своей книге, что ценность христианской философии состоит в том, что она опирается одновременно и на интеллектуальную культуру, и на ценности религии. Китайский мандарин, напротив, являет в книге пример голого интеллектуализма, в котором Н. Мальбранш усматривает пример глубокой, но частичной мудрости, достижимой с помощью одних только знаний. Таким образом, в интерпретации Н. Мальбранша, Конфуций – не основатель религии, а представитель чистого рационализма. Г. Лейбниц также уделил учению Конфуция немало времени. В частности, он сравнивает философские позиции Конфуция, Платона и христианской философии, приходя к выводу, что первый принцип конфуцианства, «Ли» – это Разум как основание Природы. Г. Лейбниц проводит параллель между принципом разумности сотворенного мира, принятого в христианском мировоззрении, новоевропейским понятием субстанции как познаваемой, сверхчувственной основы природы, и платоновским понятием «высшего блага», под которым тот понимает вечную, несотворенную основу мира. Следовательно, конфуцианский принцип «Ли» подобен платоновскому «высшему благу» или христианскому Богу. Последователь и популяризатор метафизики Г. Лейбница, один из самых влиятельных философов Просвещения, Х. Вольф унаследовал от учителя уважительное отношение к китайской культуре и, в частности, к конфуцианству. В своем сочинении «Речь о нравственном учении китайцев», а также в иных трудах, он неоднократно подчеркивал общечеловеческое значение учения Конфуция и необходимость его внимательного изучения в Западной Европе. Известный историк И. Гердер, критически оценивающий китайскую культуру, как оторванную от иных народов, косную и неразвитую, также немало нелестного сказал и о Конфуции. По его мнению, этика Конфуция способна породить только рабов, закрывшихся от всего мира и от нравственного и культурного прогресса. В своих лекциях по истории философии Г. Гегель скептически оценивает тот интерес к конфуцианству, который имел место в Западной Европе в XVII-XVIII вв. По его мнению, в «Лунь Юе» нет ничего замечательного, а есть лишь совокупность банальностей «ходячей морали». По мнению Г. Гегеля, Конфуций являет собой образец чисто практической мудрости, лишенной достоинств западноевропейской метафизики, оцениваемой Г. Гегелем очень высоко. Как замечает Г. Гегель, «для славы Конфуция было бы лучше, если бы его произведения не были бы переведены».

Афоризмы (14)
Медиа (7)

КОНФУЦИЙ в журнале «Личности»:

КОНФУЦИЙ: УРОК ДЛИНОЙ В ДВЕ ТЫСЯЧИ ЛЕТ

Личности 54/2013
Этого человека смело можно назвать самым знаменитым китайцем в мировой истории. Европейцы перекроили Кун Фу-Цзы (Учитель Кун) в Конфуций и нашли в его учении немало созвучного своим идеям и рационалистическим, и христианским... Соотечественники же руководствуются его принципами уже много столетий. Но при жизни будущему учителю десяти тысяч поколений приходилось довольствоваться ролью второго плана, а его учению пребывать чистой теорией, которую все вроде бы признают, но на практике никто толком не применяет... Историк II-I в. до н. э., автор знаменитых Исторических записок Сыма Цянь писал: Царей, как и людей достойных, в… Читать далее

КОНФУЦИЙ в книгах:

КОНФУЦИЙ в фотографиях:

Связи (25)
Источники (18)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх