Досье личности

Ценность: 4.25 (8)

Симпатия: 4.125 (8)

дата обновления - 2015-03-02

просмотров - 7

КОМИССАРЖЕВСКИЙ Федор Федорович

Имя латиницей: Komissarzhevskij Fedor Fedorovich

Пол: мужской

Дата рождения: 04.06.1882

Место рождения: Венеция, Италия

Дата смерти: 16.04.1954 Возраст (71)

Место смерти: Дарьей, штат Коннектикут, США

Знак зодиака: Близнецы

По восточному: Лошадь

География: АНГЛИЯ, РОССИЯ, США.

Ключевые слова: искусство, педагог, режиссер, театр.

Ключевой год: 1910

Федор Федорович КОМИССАРЖЕВСКИЙ

российский режиссер, теоретик театра. Сын оперного певца Ф. П. Комиссаржевского, брат В. Ф. Комиссаржевской. Получил архитектурное образование. С 1906 г. заведующий постановочной частью, затем режиссер в Театре Комиссаржевской. Поставил: «Бесовское действо» А. М. Ремизова (1907), «Черные маски» Л. Н. Андреева (1908, с А. П. Зоновым), «Праматерь» Ф. Грильпарцера (1909, с А. Н. Бенуа), «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони (1909) и др. В режиссерских работах этого периода ощущалось его стремление сохранить верность первоначальным декларациям символизма и, несмотря на полемику с В. Э. Мейерхольдом, зависимость от эстетики его спектаклей. В 1910 г. переехал в Москву. Работал в Театре К. Н. Немобина, Малом театре. Создал школу-студию, на основе которой в 1914 г. организовал Театр им. Комиссаржевской. Публиковал статьи по вопросам театра в журналах «Студия», «Маски» и др., серьезно изучал современную философию и психологию; большое воздействие на него оказал интуитивизм А. Бергсона. Ставя на первое место в театре актера, пытался включить в свои театральные построения теорию К. С. Станиславского, в которой для него были особенно важны проблемы актерского перевоплощения. Его театральные опыты осуществлялись в двух направлениях. Стилизаторские, традиционалистские тенденции находили отражение в комедийном репертуаре: «Мещанин во дворянстве» Мольера (1911), «Принцесса Турандот» К. Гоцци (1912) – в Театре Незлобина; «Лекарь поневоле» Мольера (1913) в Малом театре. Здесь преобладала зрелищность, празднично-игровое начало. Спектакли, главной целью которых было раскрытие философского смысла пьесы, ставил и на профессиональной сцене, и со студийцами. Аскетизм выразительных средств, внутренняя сосредоточенность и эмоциональная приподнятость актерского существования, подчиненность единому ритму, цветовая и световая партитура, направленные на создание определенной атмосферы, призваны были раскрывать «вечное во временном». Лучшие спектакли этого направления – «Фауст» (1-ая часть) И. В. Гете (1912), «Идиот» по Ф. М. Достоевскому (1913) – в Театре Незлобина; «Скверный анекдот» по Достоевскому (1915) – в Театре им. Комиссаржевской. В Театре Незлобина поставил также спектакли: «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Н. Островского (1910), «Красный кабачок» и «Псиша» Ю. Д. Беляева (1911) и др., в Театре им. Комиссаржевской – «Дмитрий Донской» В. А. Озерова (1914, с В. Г. Сахновским), «Гимн Рождеству» по Ч. Диккенсу (1914), «Каждый человек» (моралите XV в.), «Ночные пляски» Ф. К. Сологуба (с Зоновым), «Выбор невесты» Э. Т. А. Гофмана (с Сахновским) и «Проклятый принц» Ремизова (с Зоновым; все четыре - 1915), «Майская ночь» по Н. В. Гоголю (с Зоновым), «Электра» Г. Гофмансталя (оба – 1916), «Лизистрата» Аристофана, «Пан» Ван Лерберга (с Сахновским; оба – 1917). Много работал и как оперный режиссер – в Театре Зимина, в Большом театре и др. В 1918-1919 гг. возглавил театр-студию ХПСРО. Поставил: «Женитьба Фигаро» П. Бомарше, «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха, «Похищение из сераля» В. А. МоцартаВ. М. Бебутовым). Лучший спектакль – «Буря» У. Шекспира (с Бебутовым) в конструктивистском оформлении самих постановщиков. В 1919 г. уехал из России, жил в Великобритании, поставил ряд спектаклей по пьесам русских драматургов. Его чеховские постановки – «Иванов» (1925), «Дядя Ваня», «Три сестры» (обе – 1926), «Чайка» (1936) – обогатили английский театр новым представлением об этом драматурге. В 1930-е гг. ставил Шекспира в Мемориальном Шекспировском театре в Стратфорде-на-Эйвоне; лучший спектакль, продолжавший линию философского театра – «Король Лир» (1936). В 1939 г. переехал в США. Часто выступал как художник в своих спектаклях, серьезно занимался историей костюма. Книги: «Театральные прелюдии» (1916), «Творчество актера и теория Станиславского» (1916) и др.

Связи (38)
Источники (4)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх