Досье личности

Ценность: 1 (5)

Симпатия: 1 (5)

дата обновления - 2012-11-20

просмотров - 2

КЛЕАРХ из Сол

Имя латиницей: Clearchus of Soli

Пол: мужской

Дата рождения: оценка 00.00.345 до н.э.

Дата смерти: оценка 00.00.270 до н.э. Возраст (75)

География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ.

Ключевые слова: знание, наука, философ.

Ключевой год: -200

из Сол КЛЕАРХ

древнегреческий философ-перипатетик, ученик Аристотеля. Большая часть свидетельств о его сочинениях известна из «Пирующих софистов» Афинея. Тематика сочинений – психология, общественная мораль, естественные науки. Таковы «О паническом страхе», «О воспитании», «О дружбе», «Вопросы любви», «Жизни», «Гергитий», «Паремии», «О загадках», диалоги «О сне» и «Аркесилай», «О речных наносах», «О водных животных» и др. В «О сне» он изображает пересказанный от лица Аристотеля диалог с ученым евреем Гиперохидом из Келесирии, настоящим «эллином не только по языку, но и душою». Философ называет иудеев потомками философов из Индии, «каланов», получивших именование по новому месту своего обитания – Иудее. Согласно Диогену Лаэртию, называл «гимнософистов» потомками «магов», т. е. жрецов зороастрийского культа. Возможно, излагаемая им философская генеалогия – от иранских магов к индийским гимнософистам и иудеям – возникла под влиянием «Индики» Мегасфена (был в Индии между 303 и 288 гг. до г. э.), сближающего иудеев и брахманов. Открытие в 1966 г. греческой надписи в Ай-Ханум (древняя Бактрия, ныне Афганистан), датируемой началом III в., где говорится о некоем Клеархе, который выгравировал на стеле копию дельфийского списка изречений греческих мудрецов, позволяет думать и о самостоятельном знакомстве философа с Индией. Последующая его оценка как перипатетика крайне высока у Иосифа Флавия и Афинея. Критикует его Плутарх: «[Он] чрезвычайно далек от Перипата». Это высказывание подтверждается рядом сохранившихся фрагментов: такие сочинения, как «Похвальная речь Платону» и «О математических рассуждениях в "Государстве" Платона» свидетельствуют о склонности Клеарха к популярным формам платонизма и сближают его с Гераклидом Понтийским. Прокл в «Комментарии на "Государство"» приводит еще один фрагмент из диалога «О сне», согласно которому Аристотель знакомится со своим собеседником-иудеем, заинтересовавшись его умением «изъять» душу из тела спящего мальчика с помощью волшебной палочки – «извлекающего душу жезла», и ввести ее в тело обратно, при этом мальчик мог рассказать все, что произошло; описанное Клеархом гипнотическое воздействие доказывало самостоятельное, отдельное от тела существование души – мнение, которое автор приписал Аристотелю в его малоазийский период преподавания в Ассе, 347-345 гг. до н. э. (сценическая дата диалога), но не вполне ясно, разделял ли всерьез сам.

Связи (8)
Источники (4)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх