Досье личности

Ценность: 1,75 (12)

Симпатия: 1,75 (12)

дата обновления - 2017-11-16

просмотров - 7

ХРЕННИКОВ Тихон Николаевич

Имя латиницей: Khrennikov Tikhon Nikolaevich

Пол: мужской

Дата рождения: 10.06.1913

Место рождения: Елец, Липецкая область, Россия

Дата смерти: 13.08.2007 Возраст (94)

Место смерти: Москва, Россия

Знак зодиака: Близнецы

По восточному: Бык

География: РОССИЯ, СССР.

Ключевые слова: искусство, кино, композитор, музыка, педагог, пианист.

Ключевой год: 1957

Тихон Николаевич ХРЕННИКОВ

российский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель, педагог, профессор. Председатель Правления Союза композиторов СССР в 1948-1991 гг. Народный артист СССР (1963). Герой Социалистического Труда (1973). Лауреат Ленинской премии (1974), трех Сталинских премий второй степени (1942, 1946, 1952) и Государственной премии СССР (1967).

Один из крупнейших русских композиторов. Автор 8 опер, 5 балетов, 3 симфоний, 9 инструментальных концертов, музыки для 30 кинофильмов, многочисленных произведений камерной, вокальной и программной музыки и музыки для театральных постановок. Увлекся музыкой во время пребывания в Ельце пианиста и композитора В. П. Агаркова, ученика пианиста К. Н. Игумнова, стал заниматься с А. Ф. Варгуниной. Весной 1929 г. окончил школу-девятилетку; написав письмо М. Ф. Гнесину и получив положительный ответ, поступил в число студентов музыкального техникума им. Гнесиных, который окончил 1932 г. В 1936 г. окончил Московскую консерваторию, ученик В. Я. Шебалина и Г. Г. Нейгауза. В 1933 г. был приглашен работать в Московский детский театр, которым руководила Н. И. Сац. В 1941 г. заведовал музыкальной частью театра Красной Армии.

В 1939 г. написал оперу «В бурю» (1939), которая стала «первым успешным опытом претворения в музыке революционной темы», в ней он впервые вывел в опере В. И. Ленина. В 1950 г. написал оперу «Фрол Скобеев» (1950). Писал музыку к спектаклям и фильмам, в т. ч. «Свинарка и пастух» (1941), «В шесть часов вечера после войны» (1944) и т. д. В его музыкальном спектакле «Доротея» (и других) одну из главных ролей на премьере исполнял оперный певец Л. Г. Екимов. Уже в 1930-е гг. вошел в официальную обойму советских композиторов, представляя «композиторскую молодежь». В 1949 г. подверг уничтожающей критике молодого композитора А. Л. Локшина; при этом «модернистскому» творчеству Локшина в качестве образца истинного, народного по духу искусства была противопоставлена кантата «Сон Степана Разина» Г. И. Уствольской. Это выступление вызвало возмущение М. Ф. Гнесина, обвинившего Хренникова, не осмелившегося критиковать Локшина в профессиональной среде, в двуличии. Результатом погрома явилось изгнание Локшина из академической среды.

Историки государственного антисемитизма в СССР называют композитора в ряду наиболее активных поборников «чистоты русской культуры». При этом в советской официальной политике и до, и после смерти И. В. Сталина постоянно проводилась четкая граница между «хорошими советскими евреями» и «нацистами-сионистами». «Борьба с формалистами» проводилась также в других странах: по свидетельству Дьердя Лигети, после официального визита Хренникова в Будапешт в 1948 г. был снят с репертуара балет Белы Бартока «Чудесный мандарин»; буквально за ночь были перенесены в запасники полотна французских импрессионистов и др. После смерти И. В. Сталина Хренников сохранил свои позиции и оставался на протяжении более 40 лет единственным руководителем советской музыки.

В это время композитор написал оперы «Мать» (1957), «Золотой теленок» (1985), балеты «Любовью за любовь» (1976), «Гусарская баллада» (1979), оперетту «Сто чертей и одна девушка» (1963) и т. д. Поддерживал «партийную линию» в музыке, участвовал в гонениях на композиторов, в т. ч. С. А. Губайдулину. Замалчиванию или систематическим нападкам подвергалось наследие русского авангарда, а также его исследователи. Так, многие годы третировался немецкий публицист Детлеф Гойовы, пропагандировавший на Западе «новую советскую музыку 20-х гг.». Публицисту, ославленному антисоветчиком, до 1989 г. был запрещен въезд в СССР; копии его статей, пересылаемых коллегам, арестовывались советской таможней. В свою очередь, не выпускались за границу отечественные музыковеды, занимавшиеся наследием русского авангарда. С 1961 г. преподавал в МГК им. П. И. Чайковского (с 1966 г. – профессор).

Медиа (15)

Тихон Николаевич ХРЕННИКОВ в фотографиях:

Связи (51)
Источники (14)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх