Досье личности

Ценность: 1,333 (12)

Симпатия: 1,583 (12)

дата обновления - 2018-04-02

просмотров - 2

ХАНЬ Фэй

Другое имя: Хань Фэй-цзы

Имя латиницей: Han Fei; Han Feizi

Пол: мужской

Дата рождения: 00.00.281 до н.э.

Место рождения: Синьчжэн, провинция Хэнань, Китай

Дата смерти: 00.00.233 до н.э. Возраст (48)

Место смерти: Сяньян, провинция Шэньси, Китай

Знак зодиака: Неизвестно

География: ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ, КИТАЙ.

Ключевые слова: жертва, знание, наука, основатель, философ.

Ключевой год: -0230

ХАНЬ Фэй

китайский философ, один из основоположников легистской школы («фа-цзя») времен эпохи Хань. Принадлежал к правящей семьи государства Хань. Был учеником Сюнь-цзы. Согласно «Ши цзи» («Историческим запискам») Сыма Цяня, в молодости интересовался идеями Шан Яна и Шэнь Бухая, учениями «о контроле над чиновниками», о законе и искусстве управления, произведениями мыслителей школы «даодэ-цзя». Однако из-за девекта речи (был заикой) не мог рассчитывать на успех в устных дискуссиях и посвятил себя созданию сочинений об искусстве управления. Когда Ин Чжэн (будущий император Цинь Шихуанди) вторгся в государство Хань правитель Хань-ван Ань направил Хань Фэй к тому на переговоры. В результате, Хань Фэй стал первым сановником Цинь Шихуанди, став дипломатическим заложником империи Цинь. Идеи философа оказали большое влияние на формирование мировоззрения императора, он участвовал в управлении государством, правда, предложенная им законодательная реформа была отклонена. В 234 г. до н. э. Ли Сы (также ученик Сюнь-цзы), из-за зависти к положению Хань Фэю, оклеветал последнего и уговорил Цинь Шихуанди посадить его в тюрьму, где заставил принять яд.

Большое внимание уделял вопросам гносеологии и логики. Центральным понятием его учения является понятие закона и его роли в управлении государством и в общественной жизни. Отвергал идеи Конфуция и его последователей, призывавших к управлению государством посредством воспитания человеколюбия. Считал, что зло в принципе неискоренимо и может быть обезврежено только с помощью хорошо разработанных законов, последние должны неукоснительно соблюдаться и поддерживаться сильной централизованной властью. Автор трактата «Хань Фэй-цзы», в котором особое внимание уделялось проблемам управления административным аппаратом. В трактате автор объединил и развил легисткие доктрины Шан Яна и Шэнь Бухая. У первого заимствовал прежде всего учение о всесилии писаного юридического закона («фа»), концепция «наград и наказаний» как основного метода управления, учение о примате земледелия и войны над всеми другими занятиями. У Шэнь Бухая почерпнул идею системы управления государственным аппаратом («син мин») и принципы взаимоотношений с ним государя, который должен единолично принимать решения, избегая консультаций с сановниками. Однако, согласно «Хань Фэй-цзы», Шэнь Бухай не уделял должного внимания законам, заботясь прежде всего о наказаниях чиновников. Хань Фэй выступал за разрушение патронимических связей, так как существование основанных на них органов самоуправления сужало рамки деспотичной власти, отстаивал идею допущения к государственной службе всякого способного претендента независимо от его происхождения. Будучи сторонником деспотической формы правления, он разработал целую серию конкретных мер, направленных на ограничение прав бюрократии. Важная часть доктрины: «Правитель ни в коем случае не должен делить ни с кем власть. Если он уступит чиновникам хотя бы крупицу власти, они тут же превратят эту крупицу в сто крупиц». Особенно следует оберегать право государя единолично награждать и наказывать чиновников. Для реализации юридического закона пригодны любые средства, необходимы жестокость и всемерное ограничение образования. Также он продолжил детальную терминологическую разработку понятия «ли» (принцип), толкуя «принципы» как закономерности мироздания, обусловливающие качества отдельных вещей (размер, форму, вес, прочность), как «формирующий вещи узор (вэнь) мироздания». Все множество «принципов» объемлется дао, которое в то же время «гибко и мягко» следует «принципам» вещного мира. «Отбрасывающий "дао" и "ли"» правитель неизбежно «потеряет свой народ и лишится богатств», у выверяющего же свои действия по «дао» и «ли», как по циркулю и угольнику «нет дел, в которых бы он не добился успеха». Многие его рекомендации нашли применение в политической практике империи Цинь и, в той или иной степени, последующих императорских династий.

Афоризмы (10)
Связи (8)
Источники (6)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх