Досье личности

Ценность: 2.286 (7)

Симпатия: 2.286 (7)

дата обновления - 2016-12-19

просмотров - 9

ХАЙДЕГГЕР Мартин

Имя латиницей: Heidegger Martin

Пол: мужской

Дата рождения: 26.09.1889

Место рождения: Мескирх, Баден, Германия

Дата смерти: 26.05.1976 Возраст (86)

Место смерти: Мескирх, Баден, Германия

Знак зодиака: Весы

По восточному: Бык

География: ГЕРМАНИЯ.

Ключевые слова: автор, знание, наука, основатель, социолог, философ.

Ключевой год: 1927

Мартин ХАЙДЕГГЕР

немецкий философ, один из основоположников немецкого экзистенциализма (сам он не раз подчеркивал, что его мысль не имеет отношения к этой школе). С юности увлекался чтением серьезных книг и игрой в футбол. Учился в гуманитарной гимназии, в классическом лицее Констанца; бакалавр лицея иезуитов во Фрейбурге. С 1909 г. – студент богословия, математики и физики, затем философии во Фрейбургском университете, одном из старейших университетов Европы (основан в 1460), где защитил докторскую диссертацию в 1913 г. Учился у Риккерта. В 1920 г. стал ассистентом Гуссерля (профессора Фрейбургского университета с 1916). В эти годы (с 1910 по 1920) его окружением были такие известные фигуры как Рудольф Бультман, Гадамер, Карл Ясперс, Николай Гартман, Макс Шелер. Вместе с ними проходило время его философского ученичества. Это были годы, когда вышел в свет полный Ницше, возвратилось внимание к Гегелю и Шеллингу, были переведены на немецкий Кьеркегор и Достоевский, началось издание собрания сочинений Дильтея, был заново открыт Гельдерлин; когда Рильке и Тракль создавали свои главные вещи; когда восходил Пауль Клее; когда Вернер Гейзенберг сформулировал соотношение неопределенностей в квантовой механике. В этот период ученый внес серьезный вклад в развитие феноменологии. В 1914 г. он публикует докторскую работу «Учение о суждении в психологизме», в 1916 г. – диссертацию «Учение Дунса Скота о категориях и значении». В 1921 г. пишет рецензию на книгу своего старшего друга Карла Ясперса «Психология мировоззрений» (рецензия напечатана только в 1973). Уже здесь происходит размежевание философа с экзистенциализмом. В 1923-1928 гг. – профессор Марбургского университета. В 1927 г. появляется «Бытие и время» – книга, изменившая путь европейской мысли. Что бы ни понял, что бы ни увидел своим умом, что бы ни открыл, что бы ни изобрел, чем бы ни был захвачен человек, пространство, в котором он так или иначе ведет себя в своей истории, устроено не им. Во всяком случае, сцена на которую человек каждый раз выступает, думая и поступая, всегда заранее уже есть – постоянная, и по существу единственная мысль Хайдеггера. С 1929 г., по рекомендации уходящего в отставку Гуссерля, он возглавляет кафедру философии Фрейбургского университета. В том же году выходит в свет его работа «Кант и проблема метафизики». В 1930 г. – в свет выходит работа «Что такое метафизика?». Дважды, в 1930 и в 1933 гг., его приглашают в Берлинский университет, он отказывается (по тем временам стало уже совершенно обязательно, чтобы на таком посту, как ректор университета, находился член партии). В начале мая 1933 г., по просьбе бывшего ректора, фон Меллендорфа, все же соглашается. В феврале 1934 г., за полгода до единовластия Гитлера, подает в отставку. В эти годы он оставляет позади привычные интеллектуальные вехи. Не философия, не метафизика, не фундаментальная онтология, и даже не бытие, а «другое мышление» отныне его задача. Знаменитый «поворот» 1930-х гг. многими был истолкован как расписка в неудаче «Бытия и времени», признание тупика. Он не стал говорить, что на его родном наречии поворотом (Kehre) называется место, где серпантин горной дороги поворачивает почти назад, чтобы подобраться еще ближе к перевалу. В 1937 г. появляются работы о литературе: «Гельдерлинг и сущность поэзии» (1937), «Толкования поэзии Гельдерлина» (1937). В годы войны его работы несут на себе напряжение исторического места и момента, дышат близостью события и сами есть событие. Но главное событие, о котором в них идет речь, не похоже на революции, войны и учреждение новых порядков. Все, что устанавливается насильственно, не становится событием или становится совсем не тем событием, которого хотели устроители. После войны, лишенный французскими оккупационными властями права преподавания, забытый почти всеми, он живет уединенно, но позже возобновляет преподавательскую деятельность и ведет ее до 1957 г. Его более поздние работы посвящены не столько проблеме индивидуальной субъективности, сколько проблемам традиционной метафизики. В работе «Введение в метафизику» (1953) он прослеживает исторические и философские корни понятия бытия и их влияние на современную «технологическую» интерпретацию природы. В своих работах о языке и литературе, таких как «Отрешенность» (1959) и «Путь к языку» (1959), он показывает, как устремления, исторические традиции и толкования, принадлежащие определенному времени, находят выражение через созерцание мыслителя. Сам процесс мышления является благодарным принятием того, что есть. Событие (Ereignis) бытия не только случается, оно находит возможность быть «сказанным» или «начертанным».

Афоризмы (12)
Медиа (3)

Мартин ХАЙДЕГГЕР в книгах:

Мартин ХАЙДЕГГЕР в фотографиях:

Связи (37)
Источники (9)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх