Досье личности

Ценность: 6.4 (20)

Симпатия: 6.4 (20)

дата обновления - 2014-04-04

просмотров - 20

КАРАЯН Герберт фон

Имя латиницей: Karajan Herbert von

Пол: мужской

Дата рождения: 05.04.1908

Место рождения: Зальцбург, Австрия

Дата смерти: 16.07.1989 Возраст (81)

Место смерти: Аниф, Австрия

Знак зодиака: Овен

По восточному: Обезьяна

География: АВСТРИЯ, ГЕРМАНИЯ, ЕВРОПА.

Ключевые слова: дирижер, искусство, ЛИЧНОСТИ журнал, музыка, педагог, политика.

Ключевой год: 1940

Герберт фон КАРАЯН

австрийский дирижер. Родился в семье врача. Учился в зальцбургском Моцартеуме и в Венской музыкальной академии. В 1929-1934 гг. работал главным дирижером оперного театра в Ульме (Германия). Уже тогда снискал репутацию необычайно требовательного музыканта и руководителя. В 1937 г. дебютировал в Венской государственной опере («Тристан и Изольда» Вагнера), год спустя, в 1938 г., – в Берлинской государственной опере («Тристан и Изольда», «Фиделио» Бетховена); тогда же дал свой первый концерт с Берлинским филармоническим оркестром. Вступил в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию (НСДАП). В 1941-1944 гг. возглавлял симфонический оркестр. В 1945-1946 гг. был отстранен от работы как бывший член нацистской партии. Но после того, как в 1947 г. известный английский продюсер В. Легг пригласил его на запись в Швейцарию, а затем в Англию. Возглавлял Венскую государственную оперу (1956-1964), был художественным руководителем Зальцбургских фестивалей (1956-1960), а в 1967 г. учредил в Зальцбурге Пасхальные фестивали, посвященные главным образом оперному творчеству Вагнера, Верди и Р. Штрауса. Сотрудничал также с Парижским оркестром и миланским театром Ла Скала, однако основными центрами его деятельности оставались Берлин и Вена. Американский дебют состоялся в 1967 г., когда он показал в Метрополитен-опера свою зальцбургскую постановку «Валькирии» Вагнера. В 1960 г. основал фонд своего имени с международными конкурсами молодых дирижеров (среди лауреатов – Д. Г. Китаенко, В. А. Гергиев, японский дирижер Окко Каму); активно поддерживал молодых инструменталистов и вокалистов. В 1988 г. оставил пост руководителя Берлинского филармонического оркестра, однако концертировал и записывался до последних месяцев жизни.

Караяна критиковали за то, что из всей музыки XX в. он исполнял и записывал за редким исключением лишь те произведения, которые были написаны до 1945 г. (Густава Малера, Арнольда Шенберга, Альбана Берга, Веберна, Бартока, Яна Сибелиуса, Рихарда Штрауса, Джакомо Пуччини, Ильдебрандо Пицетти, Артура Онеггера, С. Прокофьева, Клода Дебюсси, Пауля Хиндемита, Карла Нильсена и И. Стравинского), хотя он записал Симфонию № 10 Д. Шостаковича (1953) дважды, а также исполнил премьеру «Комедии на конец времен» («De Temporum Fine Comoedia») Карла Орфа в 1973 г.

Медиа (13)

Герберт фон КАРАЯН в журнале «Личности»:

ГЕРБЕРТ ФОН КАРАЯН: ЧЕЛОВЕК С ОРКЕСТРОМ

Личности 68/2014
В ноябре 2010 года журнал BBC Music Magazine, опросив 100 современных дирижеров, составил список из 20-ти самых выдающихся их коллег всех времен. Четвертое место в нем занял австриец Герберт фон Караян, уступив лишь своему соотечественнику Карлосу Кляйберу, американцу Леонарду Бернстайну и итальянцу Клаудио Аббадо. Караяна называли Маэстро мира и главным дирижером Европы в разное время он возглавлял лучшие европейские коллективы музыкантов; поклонники утверждали, что он способен найти новое прочтение и придать свежее звучание самому заигранному произведению. Вкритиках, конечно, тоже не было недостатка: диапазон их упреков колебался от членства дирижера в… Читать далее

Герберт фон КАРАЯН в фотографиях:

Связи (40)
Источники (8)
Факты (1)

19.02.2011 Ю.А.Белецкий

Имя Герберта фон Караяна в мировом сознании нераздельно связано с Зальцбургом. Дирижёр, родившийся в 1908 году в Зальцбурге, в течение десятилетий формировал на свой лад культурную жизнь города Моцарта и был во главе событий. По следам дирижёра Прогуливаясь по городу Зальцбург, постояно попадаешь в места, связанные с жизнью и творчеством выдающегося дирижёра. Бронзовая статуя в человеческий рост, расположенная в центре Зальцбургского Старого города, рядом с пешеходным мостом Макарта, в садике Райфайзен-банка, напоминает о Герберте фон Караяне. Надпись на мемориальной доске соседнего здания гласит, что Караян родился в этом доме 15 апреля 1908 года. Город Зальцбург почтил своего знаменитого сына, назвав одну из примечательных площадей в Фестивальном районе площадью Герберт-фон-Караян-Платц. Его могила находится на кладбище в Анифе – небольшом местечке рядом с городом Зальцбург, где Герберт фон Караян жил многие годы. Со временем могила стала местом паломничества почитателей таланта Караяна со всего мира. Герберт фон Караян и Зальцбургский Летний фестиваль В послевоенные годы в Зальцбурге началась эра Герберта фон Караяна. В 1948 году он впервые дирижировал оперную постановку „Орфей“ Глюка, в 1956 году был назначен художественным руководителем, в 1957 году в опере Бетховена „Фиделио“ дебютировал как режиссёр. В 1960 году Герберт фон Караян торжественно открыл новое построенное здание Большого фестивального зала театрального комплекса постановкой оперы Рихарда Штрауса „Кавалер роз“ и провозгласил начало нового времени. Даже когда Караян, начиная с сентября 1960 года, не был больше единственным художественным руководителем, а с 1964 года входил в правление директоров, он всё-таки всегда оставался тем, кто держит нити предприятия в своих руках и принимает важнейшие решения: как „последний самодержавный властелин“, ссылаясь на изречение в одном из некрологов после его смерти в 1989 году. В 1967 году он основал Зальцбургский Пасхальный фестиваль, которым он руководил до своей смерти: каждый год он осуществлял оперную постановку в сотрудничестве с Берлинским филармоническим оркестром, предоставляемым в распоряжение Берлинским Сенатом, впоследствии он организовал в Зальцбурге концерты во время Святой Троицы. Эра Караяна Караян содействовал предоставлению Зальцбургскому Летнему фестивалю международного статуса. Если в предыдущих десятилетиях во главе состава исполнителей находился ансамбль Венской Государственной оперы, то в настоящее время Зальцбург стал местом встречи многоязычных мировых звёзд, которые в качестве свободных художников чувствуют себя как дома на знаменитых сценах от Милана до Нью-Йорка. Это стало привлекать многочисленных гостей из-за границы. Дирижёр многие десятилетия подряд как никто другой не только олицетворял музыкальную сцену, но и также ускорял развитие музыкальной документации. В последние годы жизни он с большим интересом и энергией – в основном под собственным руководством оркестром - собирал и документировал для мира музыкальные шедевры.
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх