Досье личности

Ценность: 1 (6)

Симпатия: 1 (6)

дата обновления - 2007-10-29

просмотров - 3

ИВАНОВ Игорь Петрович

Имя латиницей: Ivanov Igor` Petrovich

Пол: мужской

Дата рождения: 05.11.1923

Место рождения: Батуми, Грузия

Дата смерти: 09.08.1992 Возраст (68)

Знак зодиака: Скорпион

По восточному: Свинья

География: РОССИЯ, СССР.

Ключевые слова: знание, наука, педагог.

Ключевой год: 1957

Игорь Петрович ИВАНОВ

российский педагог, доктор педагогических наук (1971), действительный член АПН (1989), профессор, лауреат премии А. Макаренко. В конце 1950-х гг. – один из инициаторов коммунарского движения. Работы по проблемам коллективной творческой деятельности (КТД).
Источники (1)
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
Факты (1 )

19.02.2011 Мартыненко Ольга

Биографический очерк: Л.Г. Борисова, доктор социологических наук, профессор НГПУ Я очень высоко оцениваю творчество выдающегося российского педагога Игоря Петровича Иванова (1923 - 1992). Нередко меня спрашивают: "Не можете ли Вы коротко, в двух словах сказать о сути его педагогики?" Почему же в двух? Можно и одним словом: "Педагогика общей заботы академика И.П. Иванова - это про любовь". Впервые о том, что любовь - это забота, я услышала в 1952 году от самого Игоря Петровича. Тогда он работал в Ленинградском обкоме комсомола и по долгу службы бывал в школах. Время от времени он брал меня с собой. Однажды мы оказались на диспуте старшеклассников "Что такое любовь и дружба?". Дискуссии на другие темы тогда практически не устраивались (времена были суровые, еще жил и творил "великий вождь и учитель" И.В. Сталин), а эта тема была в ходу как идеологически нейтральная. Ребята выступали с пафосом, произноси - ли почти заученные речи, говорили о любви и дружбе на примерах жизни и деятельности великих людей и, конечно, вождей. В конце дискуссии полагалось заключительное слово. Естественно, его дали "товарищу из обкома". Тогда меня поразили две вещи: во-первых, характер выступления Игоря Петровича, его манера говорить искренне, тепло, задушевно. Этот тон резко контрастировал с назидательным стилем и воспитательным формализмом тех лет. Во-вторых, то, что эта самая "забота" выражает суть дружеского отношения, что без заботы никакие сильные и горячие чувства не могут называться ни дружбой, ни любовью. Так я, второкурсница вечернего отделения герценовского педагогического института, взлетела в облака философии гуманизма, понятия не имея ни об Эрихе Фромме, ни о Викторе Франкле, ни о Данииле Андрееве, ни даже о Федоре Достоевском, которого в школьные программы тогда не допускали. Зато я поняла, что Игорь Петрович Иванов - замечательный человек и выдающийся педагог. С тех пор идея заботы и построенная на ней педагогика не покидали меня. Забота стала для меня критерием оценки отношений между людьми, ключом к пониманию многих социально-психологических явлений, в том числе любви и дружбы. О типичном непонимании такого понятного слова "забота" В сознании многих из нас "забота" предстает как простое, с детства знакомое доброе, ласковое слово. Слово "забота" не выступает здесь в роли научного или философского понятия; оно принадлежит обыденному сознанию и до сих пор, не будучи осмысленным теоретиками, остается по преимуществу явлением повседневной жизни. Наши многочисленные семинары и дискуссии с педагогами радуют тем, как хорошо учителя принимают методику КТД. Но, к сожалению, многие не понимают сути педагогической системы И.П. Иванова и ее ключевого понятия "забота". А это приводит к многочисленным ошибкам, ложной интерпретации существа вопроса. Забота - это социальное творчество Педагогику общей заботы И.П. Иванова можно было бы назвать педагогикой социального творчества: дети и взрослые вместе создают то, на что способны, обустраивают мир по своему разумению, становятся хозяевами окружающей и собственной жизни. Много лет меня, человека атеистической культуры, мучил вопрос: что значит "Бог сотворил человека по образу и подобию своему"? Если Бога никто не видел, значит, говорить о подобии по внешнему облику не имеет смысла, надо попытаться найти сходство в чем-то глубоко внутреннем. Тогда остается одно: Бог уподобил себе человека по своей творческой сущности - Он создатель мира, и потому человеку надобно обрести образ творца: создать свой дом, семью, работу, позаботиться об окружающей жизни, о себе, и при этом сотворить мир особенный - не зарывать свой талант в землю, а сделать то, на что способен именно ты - развить и реализовать свое уникальное дарование, быть как все и, одновременно, как никто другой. Не могу удержаться от желания привести замечательные строки из стихотворения русского поэта Николая Заболоцкого. Как мне кажется, он с предельной точностью и лаконичностью выразил диалектику взаимосотворения миров - человека (личности) и окружающей жизни. Два мира есть у человека - Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Забота - это свободный выбор Свободный выбор сродни инициативе - тому, что совершается по внутреннему побуждению. Инициатива - разновидность социального творчества. Это не просто добровольная деятельность. Инициатива (от лат. initium - начало) - внесение нового в жизнь людей. Это творческое отношение к сложившемуся, привычному, к тому, что другие не замечали, не умели или не хотели делать, а мы взялись и что-то предприняли. Проявляя инициативу, творческую активность, мы берем на себя ответственность. Ведь нас никто не заставлял. Мы сами так решили. Это собственный выбор. Авторитарные педагоги лишают детей (и себя) свободы выбора, права на инициативное самоопределение и самовыражение. Тем более они лишают их возможности действовать вместе, сообща, группой, коллективом. Используя авторитарное (недемократическое, унитарное) правление, раздавая роли и задания, такие педагоги не объединяют, а разъединяют и детей и взрослых. А это противоречит совместному существованию людей в реальной жизни, сути народной соборности, творческой деятельности по обустройству своего бытия. Иванов И.П. разработал так называемый алгоритм содружества старших и младших, который представляет собой организационный (демократический) механизм, позволяющий свободно выбирать дела, проявлять инициативу: сочинять праздники, придумывать сюрпризы, игры, трудовые десанты и делать многое другое - то, что хотим и можем - доброе, веселое, полезное. Термин "алгоритм" здесь выбран специально - как способ решения задач, точно предписывающий последовательность действий, позволяющих получить результат при наличных условиях. Этот алгоритм состоит из шести стадий КТД: Представленная в виде алгоритма, последовательно повторяющаяся серия организационных процедур обеспечивает возможность свободного включения всех в систему самоуправления, она предоставляет каждому желающему проявить себя, свою инициативу, дает право на слово и дело. Право выбирать и действовать по своему усмотрению, инициативно, самостоятельно - непременное условие существования и развития личности. Свобода - одно из важнейших социальных благ; колоссальный социально-психологический и социально-экономический ресурс - основа саморазвития личности и человеческих сообществ. Забота - это любовь Слово "забота" в русском языке удивительно богато: в нем одновременно содержится любовь и дело. Забота - это деятельная любовь, это желание добра и само добро, привнесенное в жизнь человеком. Социальный смысл понятия "забота" я пытаюсь раскрыть через триаду связанных между собой явлений "творчество - свобода - любовь". Это триединство составляет концептуальную основу педагогики общей заботы Игоря Петровича Иванова. Здесь мы с необходимостью осознаем, что субъектом заботы могут быть только свободные люди, ибо сделать что-то хорошее можно и по приказу, а заставить любить невозможно. Величайшая задача человечества, считал Питирим Сорокин, выдающийся социолог XX века, состоит в увеличении производства, накоплении и использовании энергии любви. Если мы хотим повысить производство любви, то все главные культурные системы человечества должны быть перестроены, чтобы излучать только позитивный свет любви и приостанавливать производство негативных излучений ненависти. В свете идей П.А. Сорокина методика КТД представляется мне этим самым производством, которое творит, накапливает и распределяет энергию любви. Иванов И.П. создал методику КТД как фабрику добра и обеспечил ее технологией творческой заботы, сотрудничества содружества людей. Не знаю, одобрил бы сам Игорь Петрович использование экономических терминов и образов. Мне кажется, что да. Стоит только заглянуть в его "Энциклопедию коллективных творческих дел" и мы увидим: "Трудовой сюрприз", "Мастерская Деда Мороза", "Фабрика игрушек" "Кукольный театр", "Эстафета любимых зачатий", "Город веселых мастеров", "ЧТП - чередование традиционных поручений"... Каждое КТД (трудовое, художественное, интеллектуальное), по Иванову, имеет "адрес" - оно направлено на заботу о далеких и близких людях, а также о себе как товарище других людей. Думаю, именно в добровольно предпринятых делах, а не в морализировании, наставлениях, беседах и на "классных часах" происходит созидание энергии любви и содружества. Любая педагогика направлена на подготовку подрастающего поколения к жизни, но ни одна так тесно не связана с самой жизнью, участием в ее преобразовании и улучшении, как педагогика общей заботы. Люба педагогика предусматривает взаимодействие взрослых, в какой то мере - их сотрудничество, но ни одна так основательно не построена на содружестве поколений, как педагогика общей заботы. (Сотрудничество и содружество - не одно и то же, однако эту псевдосинонимию нередко можно встретить не только в лексиконе журналистов, но и в солидных научных сочинениях.) Любая педагогическая система делает объектом своей заботы учащихся и воспитанников. Такую педагогику называют гуманистической. Но ни одна педагогическая система не обратилась, к ребенку как субъекту заботы. Это сделано в педагогике И.П. Иванова, где теоретический и методический фундамент - включение воспитанников в отношения заботы об окружающей жизни и людях - не только о младших, но и старших, о сверстниках и о себе как товарище других людей. http://www.websib.ru/vospitanie/03-02/laboratory.htm Список трудов: Действительный член АПН СССР с 27 января 1989г. Состоял в Отделении методологии, теории и истории педагогики. Соч.:Формирование юных общественников и организаторов.(Очерки методики воспитательной работы школы),Л.,1969; Коллективные творческие дела Коммуны им. А.С.Макаренко,Л.,1970(автор предисловия); Два подхода к воспитанию и проблема воспитат .отношений,в сб.:Актуальные проблемы коммунистич.воспитания школьников,М.,1980; Воспитывать коллективистов,М.,1981;то же в сб.:Пед.поиск,М.,1987; Энциклопедия коллективных творческих дел.М.,1989. http://naukarao.narod.ru/ivanov.html
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх